НА ГЛАВНУЮ   CANAANSEMINARY.NAROD.RU

«Свобода верующего»

А. Антонов

Аннотация.

Данная работа представляет собой историко-богословское исследование по теме свободы в жизни христианина. Автор уделяет большое внимание изменению человека в результате его следования за Христом и порядку отношений внутри церкви.
Исследование проведено по четырём пунктам:
1. Освобождение.
2. Истина.
3. Вопрос свободы и церковь.
4. Выводы.

В последней части работы описывается предлагаемое практическое отношение к свободе верующих в церкви.

Annotation.

This work represents a historic-theological research of freedom in life of a Christian. The author gives the large attention to change of the man as a result of his following behind Christ and order of relations inside church.
The research has been made in four points:
1. Liberation.
2. True.
3. Question of freedom and church.
4. Conclusions.
In last part of work the offered practical relation to freedom of believers in church is described.

 

Оглавление.

1. Освобождение.

1.1. Некоторые взгляды на христианскую свободу.

1.2. Библейский пример освобождения.

1.2.1. Встреча с Иисусом.

1.2.2. Первоначальное состояние.

1.2.3. Действие Божие.

1.2.4. Освобождение.

1.2.5. Преграды в жизни христианина.

2. Истина.

2.1. Что есть истина?

2.2. Библия.

2.3. Водительство Божие.

2.4. Сложности хождения по духу.

3. Вопрос свободы и церковь.

3.1. Что такое церковь.

3.2. Конфликты внутри церкви.

3.3. Вопрос власти.

3.4. Реформация как стремление к свободе вероисповедания.

3.5. Церковь как организация.

3.6. Взаимоотношения внутри церкви.

4. Выводы.

Библиография.


Литературный обзор.

При работе над темой «Свобода верующего» мне пришлось работать с различной христианской литературой. К сожалению, и не смог найти той литературы, которая, по моему мнению, полностью соответствовала бы выбранной мною теме. Наверное, подобные вопросы для церкви являются наиболее спорными и по настоящий момент, и авторы избегают касаться их напрямую. Мне даже намекали, что это излюбленная тема всех еретиков, и писать подобные работы, мягко сказать, не рекомендуется. В своей работе я хотел поразмышлять над тем, как ощущает себя в церкви каждый отдельный христианин, как должны, с библейской точки зрения, строиться его отношения во-первых с Богом, а потом и с ближними, причём такое построение этих отношений, которое приносило бы благодать всем. Литература же, которая находилась в моём распоряжении, говорила об этом вскользь, но, взяв из неё некоторые необходимые моменты, я смог прийти ко многим достаточно интересным выводам.

Необходимо сказать, что в своей работе я попытался передать, прежде всего, ту точку зрения на этот вопрос, которая сложилась у меня в результате изучения Священного Писания. Поэтому мною в процессе изложения материала приводится большое количество библейских цитат. Также и сама работа говорит о необходимости авторитета Библии в жизни каждого верующего, поскольку она содержит написанное Слово Божие – то есть излагает принципы нашего правильного хождения в вере.

Далее по порядку изложения работы упоминается книга Нила Андерсона «Разрывающий оковы». Книга носит достаточно резкий характер, рассказывая о духовном противостоянии против «сил тьмы», что имеет только косвенное отношение к данной работе. Но в ней содержится та мысль, что человек сможет следовать за Богом только в той мере, в которой он имеет свободу от влияния этого мира. Прежде всего имеется в виду свобода от греха, способность предоставить себя для служения Богу. Ведь этот труд рассматривает христианское понимание свободы, основой которой является предоставление Богу возможности действовать в нас, и чем больше Он действует в нас, тем больше наша свобода в Нём.
Большой интерес для меня представила книга Джеймса Норта «История церкви». Её название говорит само за себя. Изучая историю я видел как то, о чём я хотел говорить в работе, было часто пренебрегаемо церковью, и как это пренебрежение в конечном итоге всегда приносило её немалый ущерб. Хотя для данной работы я не использовал приведение подобных примеров из этой книги. Мною был рассмотрен положительный пример из истории церкви – формирование канона Священного Писания. Церковь постепенно осознала свою необходимость в этом. Всей церкви в целом необходимо было в какой-то момент чётко определиться с тем, что такое истина. Этот труд также говорит о том, что определиться с этим необходимо и каждому конкретному человеку. Также важно отметить тот факт, что не церковь сформировала канон. Вместо написания канона церковь, после долгих поисков и размышлений, пришла к простому соглашению по поводу книг, которые можно считать подлинными и имеющими статус Священного Писания. Всё это подняло Новый Завет над церковью, которая осознала, что Новый Завет как произведение апостолов обладает большим авторитетом, в то время как церковь должна постоянно сверять свою организацию и деятельность с примером апостольского христианства. То же самое должно происходить и в нашей жизни. Когда истина Божия открывается нам, мы должны принять её и действовать согласно ей.

Далее мной были рассмотрены конкретные примеры из жизни церкви. В этом мне помог биографический очерк Б.Д. Прозоровской «Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность». Данная книга рассмотрена мною в свете того, что христианину необходимо в своей жизни руководствоваться собственной верой, основанной на изучении Слова Божьего. Мною также отмечался тот факт, что Лютер пытался, прежде всего, делать угодное Богу, и в свете этого пытался обратить внимание остальных людей на Его Слово. Он даже не мог представить вначале, что его позиция окажет такое влияние, которое будет способствовать видимому физическому разделению церкви. Тем не менее, и теперь мы, оглядываясь назад, не можем не согласиться с тем, что действия Лютера происходили по вере и через них начался процесс духовного очищения Богом Его церкви. Поэтому и данная работа являлась попыткой показать необходимость обретения твёрдой веры каждым отдельным христианином. Без этого мы просто не будем иметь даже надежды на то, что Бог сможет действовать в наших церквях.

Протестантская реформация имела одной из своих основ именно возвращение к авторитету Библии. В процессе развития реформации этот авторитет всё более возрастал. Об этом рассказывается в биографическом очерке Б.Д. Прозоровской «Жан Кальвин. Его жизнь и реформаторская деятельность». И в жизни церкви, и в жизни отдельных людей, упование на Бога приводит к Его ответному действию в нашей жизни. И когда это происходит, наша вера всё более и более укрепляется. При этом отсекается всё, что мешает или просто не нужно для хождения в вере. Можно увидеть, что Лютер отступает от церковной традиции лишь настолько, насколько его вынуждает к этому буква Писания. Он признал бы даже и папу, если бы тот не мешал ему проповедовать. Кальвин гораздо радикальнее. Он признаёт только один безусловный авторитет – Священное Писание. По его мнению, Бог раз и навсегда выразил свою волю в Писании и вся жизнь человечества. Нам также необходимо помнить, что насколько мы доверяем тому, что Бог открывает нам, настолько Он будет действовать в нашей жизни.

Но наше познание истины включает в себя ещё один немаловажный аспект. Необходимо не только знать о Боге, но и знать Бога. Об этом говорит Карл Барт в своей книге «Очерк догматики». Можно ли познать Бога? Да, Бога можно познать, поскольку истинно и действительно то, что Он, благодаря Ему самому, познаваем. Когда это происходит, человек становиться свободным, получает возможность, получает способность - познать Бога. Личное общение с Богом не менее, а иногда даже более важно, чем изучение Священного Писания. Поэтому в данной работе этому вопросу также уделяется большое внимание.
Книга К.Ф.В. Валтера «Бог говорит «Нет» и Бог говорит «Да»» говорит о различии между законом и Евангелием. Это также перекликается с избранной мною темой. Свобода предполагает, прежде всего, принятие благодати Божией (Евангелия). Если человек не понимает сущности Евангелия, то ни о какой возможности для него обладать христианской свободой не стоит и говорить. Поэтому этот основополагающий вопрос был рассмотрен мною в первых частях данной работы.

Я провёл интересную параллель, используя пример из книги Хью Росса «Творец и космос». Он пишет: «Мы уже отметили некоторые характеристики Вселенной и Солнечной системы, значение которых должно быть зафиксировано с точностью до 1/1037. Иначе существование жизни будет невозможным. Но для того чтобы построить независимо функционирующий организм, требуется такое мастерство и точность, каких люди представить себе не могут. Чтобы выразить эту точность числом, нам понадобилось бы заполнить страницы тысяч и тысяч книг. Таким образом, понятие свободы я определил характерным только по отношению к людям. Но мало того, понятие духовной свободы можно применить только по отношению к христианам. Из этого мы можем увидеть, насколько этот дар Божий отличает нас от всего остального Его творения. И, осознавая это, мы должны ценить и правильно использовать этот дар.

Я также вкратце рассмотрел некоторые положения Вестминстерского исповедания веры, касающиеся данной темы. Мною отмечено, что свобода, которую Христос приобрёл для верующих, состоит в освобождении от вины греха… . Один Бог есть Господь совести, он предоставил ей свободу от учений и установлений человеческих, если они находятся хотя бы в малейшем несоответствии с Его Словом или дополняют что-либо к нему… . Те, кто под предлогом христианской свободы совершают какой-либо грех, искажают смысл христианской свободы.

Введение.

«Знаю дела твои … но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся» /Отк.2:2,4/ – говорит Господь церкви через апостола Иоанна. Многие христиане после покаяния имеют эту первую любовь, но после она вдруг уходит, как вода в песок. Человеку начинает казаться что Бог забыл про него и окружающие его недооценивают. Нечто подобное может происходить из-за неправильного понимания дарованной нам во Христе свободы, пребывая в которой мы должны приносить плод в Его Царство. Проблема этого неправильного понимания связана с тем, что после покаяния верующему необходимо продолжать своё следование за Христом и занять соответствующее место в церкви и в обществе. Если мы не сумеем получить от Бога освобождение от цепей этого мира, то они будут держать нас, и мы не сможем быть Его последователями. Если же мы не сможем правильно распорядиться свободой и не будем иметь правильного отношения к другим людям, то это приведёт к большому количеству конфликтов и разногласий и в церкви и в отношениях с нашими ближними.

Именно поэтому данная работа имеет своей целью попытку оказать помощь каждому конкретному человеку в его пути с Иисусом Христом. Необходимо помнить, что церковь не является безликой людской массой, а собранием людей, где важен каждый человек в отдельности. И Царство Божие сможет быть явлено через церковь настолько, насколько мы дадим ему развиться в наших сердцах.

Полагаю, что эта работа будет полезна и интересна для любого, кто хочет, чтобы его духовный рост продолжал повышаться. Есть надежда, что работа принесет практическую пользу и поможет хотя бы отчасти разрешить постоянные споры о том, что такое свобода верующего, зачем она необходима и как должна проявляться.

Основная часть.

1. Освобождение.

1.1. Некоторые взгляды на христианскую свободу.

В данной работе мне хотелось бы рассмотреть то, как формируется мировоззрение верующих в современных церквях, чего им не хватает и к чему церкви должны стремиться. В качестве основания я взял стих: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» /Ин.8:31-32/. В современном обществе эта библейская истина неимоверно искажена. Если вы спросите обычного неверующего человека, что он думает по этому поводу, то услышите примерно следующее: «Христианство ограничивает человека в … (вам популярно объяснят, в чём именно состоят ограничения, ведь сейчас всё-таки народ имеет хоть какие-нибудь познания Божьего слова) и всё». А если это всё, то зачем это надо. И при таких взглядах человек может считать себя православным христианином. Большая проблема заключается в том, что подобное состояние общества оказывает влияние на церковь. Сейчас в церквях (в том числе и протестантских) можно встретить людей, имеющих подобную точку зрения. Во многих церквях существует серьёзная проблема, связанная с пониманием христианской свободы. Суть этой проблемы заключается в том, что верующие обычно не получают в церкви то, что хотят получить. Это происходит потому, что в церковь они порой входят, принося с собой систему ценностей, оставшуюся у них от мирской жизни. Люди всё так же продолжают искать своего. Однако Священное Писание призывает нас к тому, чтобы мы искали прежде всего Царствие Божие и правду его. В Библии мы также можем встретить примеры того, как буквально на глазах мировоззрение людей меняется в результате действия Божьего.

1.2 Библейский пример освобождения.

1.2.1 Встреча с Иисусом.

Подобное происходило при обращении Петра. Писание рассказывает нам: «Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» /Лк.5:1-11/.

1.2.2. Первоначальное состояние.

Давайте обратим внимание на духовное и душевное состояния Петра. Пётр спокойно занимался своим делом, как обычный неверующий человек, просто зарабатывая себе на пропитание. Об этом Соломон сказал: «Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его» /Пр.16:26/. Повидимому, рот Петра всё ещё понуждал его трудиться, потому что за ночь он не поймал ничего. Вдруг к нему подходит Иисус и просит о помощи. Вряд ли Пётр был настолько религиозен, что после ночи тяжёлой работы решил помочь незнакомому проповеднику и заодно послушать проповедь, но, скорее всего он хотел просто получить вознаграждение за свои услуги. Мы не можем увидеть точно, какие мысли подвигли Петра помочь Иисусу, но видим, что Господь произносит проповедь с лодки Петра. Я лично нисколько не сомневаюсь в том, что это была замечательная проповедь, но Библия не доносит до нас ничего о том, что было сказано тогда. Почему? Потому что, скорее всего на Петра эта проповедь не оказала никакого влияния. Пётр даже и в дальнейшем умудрялся засыпать тогда, когда его внимание было особенно нужно Иисусу. Даже если он и не заснул, то всё равно трудно себе представить то, что он мог внимательно слушать то, о чём проповедовалось. Но самое интересное началось после.

1.2.3. Действие Божие.

Если бы Иисус просто дал Петру денег, то они бы просто и мирно расстались, и жизнь Петра осталась такой же, как и раньше. Но Господь хотел благословить его иначе. Он предложил ему снова начать ловить рыбу. Многие проповедники говорят о том, что Пётр послушался Иисуса, и в этом была явлена его вера. Но мне кажется, что Пётр в этот момент почувствовал, что ему просто плюнули в душу. Какие мысли могли возникнуть в голове у Петра? «Меня оскорбили как профессионального рыбака. Не надо меня учить где и как ловить рыбу! Я тут сидел и слушал всякие басни, а теперь мне ещё и не отдают мои деньги!

Проповедник может и убежать, пока мы там плаваем». Таким образом, Пётр поплыл опять ловить рыбу, но если бы он и на этот раз ничего не поймал, Иисусу бы досталось от него и от его компании по полной программе. Но внезапно произошло действие Божие: в сети попалось огромное количество рыбы. В первый момент все рыбаки были просто счастливы и дружно стали вытаскивать пойманную рыбу. Но потом Пётр вспомнил об Иисусе, Который никуда не скрылся, а так и оставался в ожидании конца лова. Тогда Пётр понял, что случившееся может быть только действием Божиим. Эта мысль поразила его настолько, что он забыл обо всём остальном. Ему стала безразлична пойманная рыба, возможная прибыль, и то, что о нём сейчас думают окружающие; всё безразлично, кроме того, что Бог рядом. И тогда его приоритеты были коренным образом изменены. Он даже не знал точно, что ему теперь делать, но он сделал то, чем в этот момент было переполнено его сердце. Тогда произошло покаяние Петра. Но дальше произошли другие ещё более удивительные вещи. Пётр и другие рыбаки оставили всё и последовали за Иисусом.

1.2.4. Освобождение.

Эта история, имеющая такое обыкновенное начало, кончается так фантастически! И больше всего меня удивляет не то, что Иисус совершил чудо. Иисус совершил множество чудес, и всякий человек, читающий новый завет, может сказать: «Ну вот, и ещё одно чудо». И даже оценивая чудо, как некоторые пытаются сделать это по некоторой «шкале чудес», можно сказать, что чудо «так себе, даже ниже среднего». Всего-навсего было поймано некое количество рыбы и три рыбака покаялось. В Евангелиях мы видим и намного более впечатляющие чудеса, и чудеса, слава Богу, продолжают происходить и сейчас. Но очень редко удаётся увидеть, как человек оставляет всё для того, чтобы следовать за Иисусом. И в этом отношении эти рыбаки отличались от основной массы людей. Огромное количество людей слушало Иисуса в этот день, но эти люди слушали Его, и продолжали заниматься своими обычными делами. Собственно, в этом нет ничего необычного. Подобное происходит и в наши дни. «Есть люди, которые считают себя христианами, оставаясь при этом духовно мёртвыми. Они никогда не испытывают настоящих душевных мук из-за своих грехов. Они читают и слушают Слово Божие, но оно не производит на них особого впечатления».[2] Такие люди просто не могут оставить всё и последовать за Христом. Иисус же сказал Своим ученикам: «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» /Лк.12:29-31/. Неверующие заботятся в первую очередь о земном. Они не имеют надежды больше ни в чём другом. Но сама сущность христианства заключается в том, что Бог всегда должен стоять на первом месте. Человек должен стать «свободным» для Бога, а точнее для того, чтобы дать Богу действовать в себе. «Я не считаю, что можно мгновенно достичь совершенства, но твёрдо убеждён, что освобождение может прийти моментально. Я видел тысячи людей, которых знание истины сделало свободными»[3] - пишет в своей книге Нил Андерсон. И из этого примера мы видим, что чудо, сотворённое Господом, изменило мировоззрение этих рыбаков и сделало их способными следовать за Ним, оставив всё, что их держало.

Здесь нам необходимо немного определиться с вопросом свободы. Когда Иисус говорил: «… и познаете истину, и истина сделает вас свободными», Он не имел в виду то, что когда человек получает некие тайные знания, он сможет сделать всё что захочет. В этом случае христианство было бы одной из форм магизма, волшебства, или чего-то подобного. Христос также не имел в виду и точку зрения: «Узнал истину – свободен (в смысле иди отсюда)» (в этом случае просто получается пародия на некоторых российских политиков). Познание истины это процесс, который требует того, чтобы мы взаимодействовали с этой истиной, и чтобы она вела нас вперёд. С человеческой же точки зрения на свободу (что хочу, то и делаю) можно только выбирать, следовать ли за истиной, или не следовать за ней. Этот процесс происходит добровольно, и человек может в любой момент прервать его. Для иллюстрации давайте опять вернёмся к нашим рыбакам. Следование за Иисусом было для них достаточно серьёзным шагом. Первое от чего их «освободил» Иисус, было их личное имущество, которое им было необходимо оставить.

1.2.5. Преграды в жизни христианина.

Для новообращённого это достаточно сильное начало. Если сейчас Господь призовёт любого из тех, кто уже давно принял покаяние, и скажет ему оставить всё и следовать вообще непонятно куда, то это будет для такого человека серьёзным испытанием. И вообще финансы это одна из тех сфер, где люди с большим трудом доверяют Богу. И здесь господь Сам оставил пример для нас. То, что оставили апостолы, было просто оставлено. От этого Иисус не получил никакой финансовой выгоды, но напротив несколько ничего не имеющих (и наверное вечно хотящих есть) попутчиков. И можно увидеть ещё одно удивительное явление: Иисус со Своими спутниками ни в чём не нуждались. Конечно, можно сказать (и многие именно так и говорят), что Иисус это исключительная Личность, имевшая необыкновенное помазание Святым Духом, и то, что было у Него, то нам, грешникам и маловерам, пусть даже и не сниться. Но то, что было в этом отношении с Иисусом, было и с апостолами, и не только когда они были рядом с Ним. Однажды Иисус спросил апостолов: «когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? они отвечали: ни в чем» /Лк.22:35/. Если бы апостолы следовали за Иисусом не получая взамен ничего, то они были бы вынуждены либо опять взяться за какую-нибудь работу (и опять вернулись бы в прежнее положение), либо просто умерли с голода. Но весь секрет заключается в том, что когда люди следуют за истиной, она изменяет их жизни. И в этом заключается принцип, который мы должны запомнить для себя. Мы должны всегда следовать за Иисусом, чтобы всевозможные преграды (в том числе и финансовые), которые ещё мешают нам в познании Бога, оказались разрушенными перед нами. Христос Сам сказал что: «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». Таким образом, если мы приходим к Богу в молитве и высказываем Ему длинный список того, что нам необходимо, мы не открываем этим Богу ничего нового. И если мы не получаем того, чего просим, то это обычно происходит по одной простой причине: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» /Иак. 4:3/. И здесь мы опять возвращаемся к вопросу о приоритетах в нашей жизни. Если мы следуем за Богом ища Его, то мы имеем всё необходимое, в каких бы сложных условиях мы не находились. Но если мы приходим к Богу с требованием: «Дай нам и до свидания»- то скорее всего мы не получим того, что просим. Библия рассказывает нам, как люди пытались искать Иисуса подобным образом: «На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его. Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем. Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса. И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел? Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» /Ин.6:22-27/. Мы не должны забывать, что Он – наш Господь, и Он должен говорить нам, что нам делать, а не наоборот. Хотя я думаю, что подобные попытки поменяться с Богом местами имеют время от времени место в жизни каждого верующего, но благодарение Богу, Который в конце концов всё расставляет по своим местам и прощает нас, когда мы раскаиваемся. Таким образом, когда мы пребываем с Богом, то для нас не может быть никаких преград ни в финансах, ни в какой другой области, потому что для Бога, в воле Которого мы пребываем, когда следуем за Ним, нет ничего невозможного. У христиан нет проблем, но есть испытания, а уж от испытаний в этой жизни нам никуда не уйти, потому что на это есть воля Божия. Но в современной жизни у христиан возникают затруднения, что есть истина а что ей не является и разобраться в этом бывает иногда очень сложно. Однако, прежде чем рассматривать этот вопрос, подведём основной итог этой главы.
-Свобода Христова это свобода от влияния этого мира.
-Это – дар Божий, данный нам для того, чтобы мы могли следовать за Ним.

2. Истина.

2.1. Что есть истина?

Библия говорит нам: «А Господь Бог есть истина» /Иер.10:10/. Также и Иисус говорил о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» /Ин. 14:6/. Таким образом, ученики Христа могли следовать за истиной в прямом смысле этого слова. В любой момент можно было обратиться к Иисусу с вопросом и получить полный исчерпывающий ответ. Но когда Иисус вознёсся на небо ситуация несколько изменилась. В настоящее время источником истины для нас является Библия как отображение воли Божией для нас.

2.2. Библия.

Как мы знаем, Библия состоит из Ветхого и Нового заветов. Богодухновенность Ветхого завета подтверждал Сам Иисус. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все /Мф.5:17-18/. К моменту пришествия Христа Ветхий завет уже имел законченный вид: «ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна (Крестителя)» /Мф.11:13/. И первые христиане уже имели эту часть Писания. Впоследствии также был сформирован канон Нового завета. «Карфагенский собор в 397 году был посвящён этой теме. В результате появился сборник из 27 книг; эта редакция стала окончательным вариантом Нового завета; в этом виде книга существует и поныне. В чём же значение этого списка? Его трудно переоценить. Прежде всего, этот сборник стал результатом деятельности не одного человека, но совместным решением большого собрания. Также важно отметить, что данное творчество невозможно приписать церкви; не церковь составила этот канон.

Впоследствии некоторые учёные, особенно римские католики, будут утверждать, что с тех пор, как церковью был сформирован канон, она в своём праве трактовки Писания стоит над самим Новым заветом. На самом деле это не так. Дело не в том, что церковь сформировала этот канон. Много различных книг было написано в апостольский период церкви вообще без её одобрения. В конце концов, все церкви признали эти книги каноническими. Таким образом, вместо «написания канона», церковь, после долгих поисков и размышлений, пришла к простому соглашению по поводу книг, которые можно считать подлинными и имеющими статус Священного Писания. Всё это подняло Новый завет над церковью, которая осознала, что Новый завет как произведение апостолов обладает большим авторитетом, в то время как церковь должна постоянно сверять свою организацию и деятельность с примером апостольского христианства»[4]. Давайте теперь посмотрим на то, что Библия говорит сама о себе: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» /2-е Пет.1:19-21/. Здесь мы ясно видим то, что Писание было и остаётся непререкаемым авторитетом.

Также из истории мы видим, что протестантская реформация имела одной из своих основ именно возвращение к авторитету Библии. В процессе развития реформации этот авторитет всё более возрастал. «Лютер отступает от церковной традиции лишь настолько, насколько его вынуждает к этому буква Писания. Он признал бы даже и папу, если бы тот не мешал ему проповедовать. Кальвин гораздо радикальнее. Он признаёт только один безусловный авторитет – Священное Писание. По его мнению, Бог раз и навсегда выразил свою волю в Писании и вся жизнь человечества – не только религиозная и нравственная, но и политическое и церковное устройство – должна быть строго согласована с буквой этого закона. Отцы церкви имеют значение лишь в той степени, в какой их учение соответствует прямому смыслу Писания, и в полемике с ними реформатор часто позволяет себе самые пренебрежительные выражения»[5].

С авторитетом Писания не могут спорить и современные богословы. «Бог вне своего Слова сокрыт для нас»[6] – пишет Карл Барт. И именно поэтому оно так необходимо нам. Ведь мы имеем свободу не от Библии, но по мере познания Библии. Однако люди не имеют возможности осознать его собственным разумом. Приведём некоторые примеры.

2.3. Водительство Божие.

Допустим, к человеку, совершенно далёкому от любой религиозной жизни, попадает Библия. Он прочитывает её от начала и до конца. К каким выводам он может придти? Собственно, к каким угодно. Библия не содержит чёткого и конкретного плана действий для любой ситуации. Ветхий завет содержит закон для Израильского народа, но как его может исполнить один человек, тем более в современном обществе. Но по сравнению с Новым заветом он достаточно практичен. Евангелие же с точки зрения практики полный сюрреализм. Ещё как-то можно догадаться, что от тебя хотят покаяния в грехах, но что делать дальше совершенно непонятно. Но Библия сама подводит нас, таким образом, к тому, что для разумения Писаний необходимо, прежде всего, общение с Богом. Даже Иисус, когда ещё был вместе со Своими учениками, говорил им: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам /Ин.16:12-13/. Из этого можно сделать вывод о том, что целью Иисуса, когда Он наставлял учеников, была не забить их головы знанием, а научить их общению с Богом. Знания у них появились уже оптом как результат этого общения.

2.4. Сложности хождения по духу.

Но и здесь есть свои сложности. Общение с Богом мы имеем посредством нашей веры. Другими словами, Дух Святой, говоря нам, влагает свои слова прямо нам в сердце, и, чтобы принять их, нам необходимо быть внимательными к Нему. Давайте посмотрим, что говорит по этому поводу Библия: «И вошел он (Илия) там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]» /3 Цар.19:9-12/. Хотя слов «и там Господь» нет в русском синодальном переводе Библии, но они есть в его компьютерной версии как дополнение, без которого сложно понять истинный смысл сказанного. И именно на этих словах мне и хотелось бы сосредоточить внимание. Пророк Илия находился в очень затруднительной ситуации. Как он сам сказал Богу: «возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» /3 Цар.19-10/. Илия исполнил то, что Господь повелел ему, но в результате он стал врагом целого государства. Я не знаю, что он испытывал в этот момент, но догадываюсь, что просто по-человечески он не знал, что делать и не мог успокоиться. Ему необходимо было услышать вновь голос Божий. Но, как часто кажется, Бог не говорит именно тогда, когда человеку это особенно нужно. Какие мысли приходят к верующим в подобной ситуации? «О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя Твое сделать известным врагам Твоим; от лица Твоего содрогнулись бы народы. Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные, и нисходил, - горы таяли от лица Твоего. Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на него» /Ис.64:1-4/. Это очень похоже на то, как Израильский народ ждал мессию и до сих пор ждёт его, хотя Он пришёл уже 2000 лет назад. Мы должны встречать Бога таким, каким Он приходит. И именно об этом Господь и сказал Илии. Общаясь с Богом мы должны «войти в Его покой». «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, ...» /Евр.4:9-11/. И когда Илия снова смог получить от Господа откровение о том, что ему необходимо делать, его служение смогло успешно продолжаться. Но из всего этого можно сделать некоторые выводы. Бога можно и необходимо познавать через личное общение с Ним. «Можно ли познать Бога? Да, Бога можно познать, поскольку истинно и действительно то, что Он, благодаря Ему самому, познаваем. Когда это происходит, человек становиться свободным, получает возможность, получает способность - познать Бога»[6] - говорит Карл Барт. Но слышание голоса Божьего даже для пророка Илии не было повседневным делом. Ему было необходимо прилагать усилия, чтобы услышать Его. Дух Святой просто не будет кричать нам в самые уши то, что нам необходимо делать. А значит, нам придётся всё время прилагать свои собственные усилия для общения с Богом. К сожалению, должные усилия со стороны человека прилагаются далеко не всегда. В реальной жизни срабатывает принцип работы с незнакомым оборудованием: «Если ничего не помогает, то прочти, наконец, инструкцию». К Богу обращаются, когда ничто другое помочь уже не может. Конечно, лучше прийти за помощью к Богу позже, чем никогда, но без постоянного водительства Божьего мы можем зайти куда угодно, но не туда, где хотел бы видеть нас Господь. И естественно, у людей, которые хотя бы временно не водимы Духом Святым, есть и некоторые другие сложности. Но Господь сделал так, что по пути за ним мы идём не одни. Конечно, в личные отношения каждого отдельного человека с Богом никто не имеет права вмешиваться, но в тот момент, когда это необходимо, Бог поддерживает нас через других людей. В следующей главе мы рассмотрим вопрос церковных взаимоотношений и то, как вопрос свободы отдельной личности необходимо реализовывать на практике в церкви.

Но сначала, как и в предыдущей главе, нам необходимо подвести некоторые итоги и сказать ещё раз, почему мы столько внимания уделили вопросу истины.
- Христиане не свободны от истины, но свободны в истине.
- Истина – то направление, продвигаясь в познании которого мы получаем всё большую свободу в Боге.
- Сама же истина познаётся через Священное Писание и личное общение с Богом.

3. Вопрос свободы и церковь.

3.1. Что такое церковь.

Существует множество богословских теорий, более или менее основанных на Слове Божием, говорящих о том, что такое церковь как вселенская, так и поместная. Но все они выражают точку зрения отдельных конфессий и деноминаций, согласно их вероисповедания. Но если отбросить деноминационный подход, то остаются два основополагающих принципа:

Церковь – собрание избранных.

Греческое слово ekklesia само по себе означает «народное собрание», но имеет также связь с ekkalew – вызывать.
Чему есть нимало библейских свидетельств: /2Фес.2:13; 1
Пет.2:4-10/.
- Где двое или трое соберутся во имя Моё … .

Церковью не является любое собрание людей, но только собрание во имя Божие. Ведь только в этом случае мы можем надеяться на Его пребывание среди нас. О необходимости церкви Христос говорил ещё находясь вместе с учениками. Разъясняя заповеди закона, Он говорил: «первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» /Мк.12:29-31/. И уже перед распятием, на тайной вечере, Он повторял ученикам: «Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» /Ин.13:33-35/.

Таким образом, все христиане имеют этот основополагающий принцип любви. Только основываясь на этом принципе, церковь может представлять собой собрание, угодное Богу, и только там будет действовать Бог. И естественно, чтобы проявлять эту любовь, необходимо иметь общение друг с другом, то есть собрание. Библия также говорит нам, что на собраниях должно происходить:
1. Общение людей с Богом.
2. Проповедь Евангелия.

Об общении с Богом уже много говорилось выше. Но давайте теперь рассмотрим этот вопрос не с точки зрения отдельного человека, а с точки зрения всего собрания. Апостол Пётр писал, обращаясь к церкви: «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;» /1 Пёт. 2:9/. Эти слова апостола говорят о том, что каждый член церкви относится к царственному священству. Эти слова не ставят никого выше или ниже, но абсолютно все равны. Это равенство обуславливается тем, что все христиане приходят к Богу на одном основании: благодаря жертве Иисуса Христа. Апостол Павел сказал об этом так: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона /Рим.3:21-23,27-28/.

Однако, хотя мы уже выяснили, что перед Богом все христиане равны (все одинаково оправданы Христом и являются детьми Божиими), но служения у них различны. Как сказал по этому поводу Павел: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу» /1 Кор.12:4-7/. Бог всех нас оправдал, и также всех нас призвал на служение. И наше служение Богу должно происходить в единстве: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно» /1 Кор.12:12-14; 1 Кор.19-20/. «Очевидно, не только Павел горячо выступал за единство тела верующих. Но во многих апостольских Писаниях содержится заявление о необходимости всеобщего единства, преодолевающего географические границы. Когда христиане в Палестине страдали от голода, апостол Павел собрал пожертвования для них в Македонии и Ахаии. Христиане в Антиохии также заботились о нуждах своих братьев в Иудее. Все эти примеры показывают отношение христиан друг к другу как к частям одного тела, единого тела Христа. Духовные взаимоотношения стали прочным «скелетом», связавшим всех христиан и отделившим их от остального мира»[4]. Однако, говоря «каждому дается проявление Духа на пользу», Павел имел в виду не только то, что церкви должны помогать друг другу, но и то, что Бог даёт возможность служить в церкви каждому члену этой церкви. «Все ли Апостолы? Все ли пророки? …» - продолжает говорить Павел. Но служить Богу должны все.

3.2. Конфликты внутри церкви.

Но впоследствии в церквях стали происходить конфликты по этому вопросу. Давайте посмотрим предпосылки этих конфликтов. Особенно ярко они стали проявляться со времени обращения Императора Константина в христианство. Обращение в христианство Константина значило для христианства больше, чем вхождение в число благоприятных религий. Вскоре люди поняли, что, если они хотят продвинуться на государственной службе или в армии, необходимо стать христианином. В результате в церковь влился целый поток новообращённых. Естественно, определённая часть этих людей пришла в церковь совсем не по религиозным убеждениям. В начале века число христиан составляло всего лишь 10% населения империи, а к концу его достигло 90%!»[4]. Казалось бы, всё отлично. Но многие историки утверждают, что период благополучия для церкви оказывается для церкви более губительным в духовном плане, чем период гонений. Церковь из тела Христова стала превращаться в развитую организацию, руководители которой стали всё более и более руководиться личной выгодой. Еще в самом начале мы рассматривали историю призвания апостола Петра. Мы отмечали, что и Петр первоначально хотел просто получить прибыль от общения с Христом, но дальше он сразу же оставляет материальное, чтобы приобрести духовное. Однако Библия рассказывает нам и совершенно противоположные истории.

3.3. Вопрос власти.

Писание говорит нам о том, как образовывалось государственное устройство в древнем Израиле. Некоторое время после того, как Израиль вошёл в Обетованную землю, он не имел (по человеческим представлениям о государственности) чёткого централизованного управления. Достаточно долгий период Господь просто воздвигал судей, через которых производил спасение Своего народа. Но во время пророка Самуила ситуация изменилась. «И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними;» /1 Цар.8:4-7/. И здесь мы видим, что вроде бы разумное предложение народа о необходимости царя было их шагом в направлении от Бога. Господь Сам хотел быть Царём Израиля, а царь, поставленный из людей, становился как бы между Богом и народом. Все бразды управления государством должны были теперь проходить через него. Однако Бог повелевает Самуилу, чтобы он совершил помазание будущего царя. Самуил сделал всё по воле Божией и помазал того человека, которого указал ему Господь. Этого человека звали Саул. И всё было хорошо, пока Саул исполнял волю Божию, но вскоре он перестал исполнять её. Однако он продолжал оставаться во главе народа. И в дальнейшем это породило многие проблемы. И проблемы действительно просто не могут не возникнуть в подобной ситуации. Саулу уже казалось, что он царь и держит царство в своих руках. Но Господь послал Самуила помазать в цари над Израилем другого человека. Это был Давид. В результате между Саулом и Давидом началась борьба за власть, хотя её нельзя назвать так в привычном смысле этого слова. Саул просто пытался убить Давида, а Давид скрывался от него. Однажды, когда Господь в очередной раз спас Давида, он обратился к Саулу с такими словами: «За что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей? И ныне пусть выслушает господин мой, царь, слова раба своего: если Господь возбудил тебя против меня, то да будет это от тебя благовонною жертвою; если же - сыны человеческие, то прокляты они пред Господом, ибо они изгнали меня ныне, чтобы не принадлежать мне к наследию Господа, говоря: «ступай, служи богам чужим» /1 Цар.26:18-19/.
Из этого можно сделать несколько выводов:
1. Возможно, что человек занимает руководящую должность, следуя под водительством Божиим, но потом теряет его.
2. Если человек, стоящий на руководящей должности, теряет водительство Божие, то он начинает быть водимым собственными интересами.
3. От подобной ситуации страдают все, в том числе и подчинённые, которые ни в чём не виноваты.
Но мы видим, что Бог разрешает этот конфликт: Саула убивают на войне и Давид становиться царём. Мы можем сказать: «Аллилуйя! Всё кончилось хорошо!». Но подобные ситуации продолжают случаться и в истории церкви.

3.4. Реформация как стремление к свободе вероисповедания.

Один из моих знакомых протестантских пасторов, который правда имеет сильную тягу к православию, сказал однажды на своей лекции примерно следующее: «А зачем вообще была нужна реформация? Она породила только лишнее разделение в церкви. Были бы мы с вами сейчас католиками (или православными) и сидели бы тихо и мирно, не враждовали, не спорили и не разделялись!». И с одной стороны он прав: нет воли Божией на то, чтобы верующие в Него занимались бы взаимными отлучениями друг друга от церкви. Христос молился: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» /Ин.17:20-21/. Из-за чего же происходят разделения в церкви? Давайте посмотрим, из-за чего, например, началась реформация?

1 ноября 1517 года, в праздник всех святых, а дворцовую Виттенбергскую церковь ожидался большой прилив светских и духовных лиц, так как участникам церковного празднества было обещано широкое отпущение грехов. Обычай требовал, чтобы университет почтил торжество академическим актом. Этим обычаем и воспользовался Лютер, чтобы открыто поставить вопрос о действительности отпущений и пригласить всех участников к серьёзному обсуждению. С этой целью он прибил их к воротам церкви[7].
Собственно говоря, подобные действия Лютера не были знаком протеста. Подобное действие в то время просто являлось тем же, чем сегодня является повесить объявление на доску объявлений. Тем более Лютер имел основания для обсуждения того, о чём он писал в своих тезисах.

Прежде всего, мы должны сказать несколько слов о самой теории индульгенций. Индульгенция состояла первоначально в отпущении церковной эпитимии, с согласия всех членов общины. Эту епетимию, заключающуюся в бичевании, путешествии к святым местам и т. п., дозволялось в некоторых случаях заменять уплатой денег. Следовательно, индульгенция касалась только внешней части покаяния, но не освобождала от грехов; для отпущения последних служило таинство покаяния, в котором верующий и раскаявшийся грешник разрешается от греха самим Богом, устами священника. Однако с течением времени в западной церкви индульгенция перешла и на самое разрешение грехов. А как духовенство хотело обратить её в особенную для себя привилегию, то в основу индульгенции была положена совершенно другая идея – о преизобилующей заслуге Христа и святых. Папа один имеет право распоряжаться этими сокровищами, как полной собственностью церкви. Со стороны получающего не требуется даже веры в действительность отпущения, потому что разрешительная благодать сообщается ему независимо от его личного достоинства. Правда, требовалось сокрушение сердца, то есть желание получить индульгенцию, и предварительная исповедь, но продавцы разрешительных грамот не особенно настаивали на этом пункте[7].
Что же заставило Лютера выступить против продажи индульгенций? Он был священником. Многие члены его паствы возвращались к нему назад с индульгенциями и, к великому ужасу Лютера, объявляли ему на исповеди, что не хотят изменить своего образа жизни. В конце концов, он убедился, что простым протестом с кафедры ничего не поделаешь, и что торг индульгенциями может в скором времени развратить всю его общину. Лютер не мог дольше колебаться и, наконец, заговорил. В то время он оставался верным Римской католической церкви и думал, что папа и его окружение не знает о творящихся злоупотреблениях. Но в конечном итоге разгорелся конфликт, результатом которого явилось разделение Католической и Протестантской церквей.
Я думаю, что разделения в церкви всегда начинают происходить тогда, когда люди начинают искать пользы себе. И мы можем сказать: «Какие плохие католики и какие хорошие протестанты». Но положение вещей далеко не так однозначно. Во-первых, и в Католической церкви произошли реформы, и в Протестантской всё не столь безупречно. Но принципы церкви остаются всё прежними. И эти принципы, которые этот мир вновь и вновь пытался заглушить, вновь обозначились. И Давиду и Лютеру само положение вещей как бы говорило: «ступай, служи богам чужим». Но Библия говорит нам: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» /Рим.8:35-39/. И никто не смог отлучить ни Давида, ни Лютера от любви Божией. Именно о такой свободе от влияния этого мира мы говорили в первой части работы, именно подобное стремление следовать за истиной Господь хочет видеть в Своих детях и именно из подобных людей состоит истинная церковь. Однако тогда встаёт серьёзный вопрос: какой хочет видеть Бог организацию Своей церкви и как в ней могут сочетаться такие моменты, как:
- Свобода каждого отдельного христианина.
- Единство всей церкви, её иерархия и система управления.
- Подчинение всей церкви вместе и каждого её члена в частности непосредственно Богу.
Давайте попробуем найти ответ на эти вопросы.

3.5. Церковь как организация.

Уже раньше мы отмечали, что Христос молился о единстве Своей церкви. И я не сомневаюсь, что Его молитва была услышана Отцом. И церковь Его состоит из людей, истинно верующих в Него, каждый из которых является священником в духовном понимании этого слова. Но давайте посмотрим на любую из поместных церквей. На богослужение может придти любой желающий, но это ещё не делает его членом церкви. Мы говорили о том, что во времена императора Константина в церковь влилось большое количество людей, но стали ли эти новообращённые её истинными членами? История показывает, что нет. Христос по этому поводу сказал одну из Своих притч. «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою /Мф.13:24-30/. И сейчас, хотим мы этого или нет, эти «плевелы» растут вместе с «пшеницей». Но мы также видим, что Бог продолжает делать Своё дело через тех, кто следует за Ним. Я могу сказать лично за себя и за многих моих знакомых, что мне безразлично, к какой конфессии или деноминации принадлежат другие люди. Если я вижу, что они искренно верят в Бога, они для меня – братья во Христе. И если они принимают меня так же, как и я их, мы можем иметь общение и в единстве трудиться во имя Господне. Но в любой церкви, и это совершенно очевидно, необходима определенная организация. «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» /Еф.4:11-16/. Другими словами, Бог наделил Свою церковь дарами служения. И люди, наделённые этими дарами, должны следить за духовным состоянием церкви. Если этого не происходит, то в церкви просто начинает твориться всё что угодно, но не исполнение воли Божией. Например, апостол Павел превосходно понимал, для чего он призван Богом, и как должно происходить его служение. Он писал: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» /2 Кор.11:2/. Давайте рассмотрим роль пастыря в церкви на примере апостола Павла.
- Апостол Павел имел чёткую цель своего служения, которую он получил от Бога. Чтобы исполнять своё служение, необходимо быть не просто умным или образованным, но, прежде всего духовным человеком. Если ты ничего не получил от Бога, то ничего не можешь отдать другому, и если ты не ведом Богом, то не можешь правильно вести других.
- Апостол Павел имел правильный мотив служения: любовь.

Целью служения Павла была та помощь, которую он оказывал людям, чтобы они могли придти ко Христу. И именно эту цель должно иметь любое служение в церкви. «Ибо все из Него, Им и к Нему» /Рим.11:36/. Мы не видим в Библии описания чёткой организационной структуры церкви. И это из-за того, что Богу она просто не нужна. Ему важно, чтобы все могли придти к Нему. Если церковная структура перестаёт удовлетворять это требование, то она должна измениться. Об этом можно говорить ещё очень и очень много. Ко мне в руки попался список признаков религиозного застоя, и мне хотелось бы привести несколько положений из него:
1. Форма и структура организации важнее, чем люди, составляющие её.
2. Отдельные лица уподобляются «винтикам» в огромной машине.
3. Деятельность и творчество отдельных людей теряется в структурной массе.
4. Свободная и открытая атмосфера в организации становиться угрожающей и люди начинают бояться задавать щепетильные вопросы.
5. Организационная структура становиться застывшей и негибкой.
6. Люди начинают служить на благо самой организации, а не для достижения тех целей, ради которых была создана организация. Организация становиться самоцелью.
7. Общение между членами организации становиться формальным из-за репрессивной атмосферы и волокиты.
8. Люди становятся узниками собственных процедур. «Правила» и «обряды» становятся всё более важными, а свежие идеи возникают всё реже.
9. Для выживания в «холодной» структуре люди изобретают свои особые «интересы» и, находясь в рамках организации, создают свои отделения и ответвления. Общая цель заменяется множеством частных целей, часто даже не имеющих никакого отношения к общей цели.
10. Моральное состояние падает, люди становятся безынициативными, разочарованными и критически настроенными, как по отношению к самой организации, так и по отношению к её отдельным членам и особенно к её руководителям.
11. По мере роста организации или с течением времени «процесс застоя» всё более ускоряется. Образуется иерархия в руководстве, затрудняется общение «низов» с «верхами» и «верхов» с «низами». Не только «низы», но даже «середина» всё больше ощущают, что «не имеют никакого веса» в организации.
Как уже говорилось выше, для того, чтобы церковь не превратилась в организацию подобного рода, необходимо иметь правильные взаимоотношения между всеми членами церкви. И теперь пора выяснить не только то, чего не должно быть, но и то, что должно быть. Давайте рассмотрим, какими должны быть эти отношения, и попробуем подвести итоги.

3.6. Взаимоотношения внутри церкви.

Сейчас мы попробуем рассмотреть, для чего верующим дана свобода и как она должна выражаться в церкви.

Во-первых, мы говорили о том, что Бог начинает освобождать человека с того момента, когда человек соглашается следовать за Ним. Насколько человек свободен для Бога, настолько Бог сможет через него действовать. Мы отмечали также, что этот процесс происходит по мере познания человеком истины и говорили о роли Священного Писания и водительства Святого Духа. Далее мы рассматривали вопрос священства всех верующих и выяснили, что все они одинаково равны перед Богом. Однако каждый христианин в отдельности является частью Тела Христова, которое есть Его церковь. Какими же должны быть взаимоотношения внутри церкви, где каждый её член должен быть с одной стороны свободен, а с другой составлять вместе с другими одно целое? Можно сказать, что свобода в церкви в целом начинается с освобождения каждой отдельной личности Христом. Однако, говоря о свободе, Бог не говорит, что можно делать, а чего нельзя, но говорит, зачем это нужно. Свободу мы получили, чтобы служить другим людям. В отношении наших ближних это смотрится так: сначала они должны «умереть» для нас, а потом «воскреснуть», чтобы мы служили им. Апостол Павел писал об этом: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести» /1 Кор.9:19/. Он также объясняет, почему именно такая форма служения угодна Богу: «Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение» /1 Кор.9:17/. Бог никого не заставляет насильно служить Себе. Также Ему неугодно, если служение в церкви будет производиться не добровольно, если Его дети станут превозноситься одни над другими. Однако даже для первых последователей Христа эта истина доходила с большим трудом. Мы можем увидеть подобные моменты в Священном Писании. «И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем» /Мф.20:17-21/. Другими словами, когда Иисус объяснял ученикам цели своего служения на этой земле и то, что он должен стать жертвой, среди Его учеников происходила борьба за лучшие места в Его Царстве. Тогда Господь стал заново объяснять им принципы, необходимые для правильного служения. «Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» /Мф.20:22-28/.
Именно такие взаимоотношения между людьми Христос желает видеть в своей церкви. При этом человек не порабощается другим человеком, но, служа другим, он делает это по воле Божией. И именно тогда происходит исполнение на практике заповеди: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» /Лк.10:27/. Здесь мне хотелось бы ещё раз вспомнить, как апостол Павел говорил о своём служении: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» /1 Кор.9:19,23/. И далее он обращается к читающим его послание: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух» /1 Кор.9:24-26/.
Служить Богу и своим ближним пребывая в свободе христовой, когда ничто из этого мира не имеет над верующим власти – один из величайших даров Божиих. И чем больше мы позволяем этому дару открываться в нас, тем большее Господь может нам доверить.

4. Выводы.

В заключительной части работы я хочу подвести краткий итог. Прежде всего, он касается свободы вообще. Само понятие свободы достаточно уникально и совершенно уникально с точки зрения законов природы, где всё должно чётко описываться. Хью Росс в своей книге «Творец и космос» пишет: «Мы уже отметили некоторые характеристики Вселенной и Солнечной системы, значение которых должно быть зафиксировано с точностью до 1/1037. Иначе существование жизни будет невозможным. Но для того чтобы построить независимо функционирующий организм, требуется такое мастерство и точность, каких люди представить себе не могут. Чтобы выразить эту точность числом, нам понадобилось бы заполнить страницы тысяч и тысяч книг»[8]. Способностью свободно логически размышлять обладают только люди (я, естественно, не говорю здесь о духовном мире). Духовной свободой обладают только христиане. Таким образом, мы должны понимать, как Бог возвысил нас над Своим творением, даровав нам этот дар.

Понимая это, нам остаётся теперь только сделать некоторые выводы относительно практического поведения христиан в церкви. Естественно, все они будут скорее рекомендательного характера и скорее должны стать поводом для размышлений по этому вопросу, а не буквальным планом для применения, поскольку речь идёт о личной свободе совести каждого человека; естественно и каждая отдельная церковь имеет по этому вопросу несколько различные представления. Эти выводы я хотел бы адресовать двум группам людей: обычным верующим и тем, кто занимает одно из руководящих положений в церкви.
Практически всё, что мне хотелось сказать обычным верующим, уже было сформулировано выше и мне остаётся только повторить это. У каждого христианина собственные отношения с Богом и он сам в первую очередь ответственен за своё следование за Ним. Христос сказал по этому поводу: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» /Мф.10:38/. Эта ответственность обуславливается тем, что человеку по мере познания им истины даётся свобода для его добровольного следования за Христом. И Бог хочет, чтобы эту свободу мы использовали для того, чтобы добровольно служить другим людям являя этим любовь Божию. Хочется также отметить, что вопрос личной христианской свободы подтверждается Вестминстерским исповеданием веры. Отметим некоторые моменты: «Свобода, которую Христос приобрёл для верующих, состоит в освобождении от вины греха… . Один Бог есть Господь совести, он предоставил ей свободу от учений и установлений человеческих, если они находятся хотя бы в малейшем несоответствии с Его Словом или дополняют что-либо к нему… . Те, кто под предлогом христианской свободы совершают какой-либо грех, искажают смысл христианской свободы»[9].
Эти же принципы необходимо соблюдать и в вопросах церковной организации, чтобы церковь продолжала оставаться церковью, а не становилась религиозным объединением. Необходимо всегда помнить, что церковью является собрание людей во имя Иисуса Христа, а всё остальное в этом собрании имеет второстепенное значение. Церковные лидеры таким образом должны являться чем то вроде указателей на Иисуса. «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» /1 Кор.4:16/ - писал апостол Павел. И в этих словах мы видим библейское отношение пастора и церкви. Пастор имеет над церковью только духовную власть, которая в свою очередь должна признаваться церковью. Сама эта власть основана на личном подражании пастора Христу, иначе пастор просто не может быть для церкви духовным авторитетом. Власть лидера не может основываться более ни на чём другом (общественное положение, деньги и тому подобное) и имеет чёткие рамки духовного назидания. За пределы этих рамок не выходил и Сам Христос /Лк.12:13-14; Ин.6:15/. Таким образом руководители церкви сами должны быть ответственными за то, что за основание они берут, чтобы возводить на нём Дом Божий. Как сказал апостол Павел: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» /1 Кор.3:11-13/. На мой взгляд, для каждого пастора всегда остаётся сильным искушением возможность уйти с этого правильного основания, которое духовно, но которое нельзя «потрогать руками» к другому, которое неправильно, но зато кажется таким надёжным. Я не скажу, что легко принять лично для себя решение идти за Богом, но намного тяжелее принять это решение для других людей, зная, какие испытания будут сопровождать их на этом пути. Но это совершенно необходимо сделать, ведь церковь должна идти в первую очередь за Господом, и не следует становиться препятствием в этих отношениях. И настоящий пастор, понимая, что он только всего-навсего человек, и может только направить свою паству в правильном направлении. Сложность здесь заключается в том, что, видя все сложности, народ может противостать и самому пастору и Богу. Однако мы видим из Библии, что Господь всегда Сам защищал Своих помазанников (достаточно вспомнить хотя бы пример Моисея). Кстати, в связи с этим очень интересно посмотреть процедуру передачи власти приемнику Моисея Иисусу Навину. «Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, … будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой» /И.Н.1:1,2,7/. И когда он начал поступать так, «тогда Господь сказал Иисусу: в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех [сынов] Израиля, дабы они узнали, что как Я был с Моисеем, так буду и с тобою» /И.Н.3:7/. Мы видим, что Господь всегда остаётся верен. К сожалению, люди верны далеко не всегда остаются верны ему. О примерах неправильного руководства и к чему это приводит, мы уже много говорили в третьем разделе этой работы. Что те делать, если лидеры церкви, по вашему мнению, в чём-то неправы, необходимо поступить, как учил Христос: пойти и поговорить с ними об этом. Однако ни в коем случае нельзя устраивать церковный бунт. Мы недаром рассматривали историю с Саулом и Давидом. Необходимо помнить слова Давида: «кто, подняв руку (или в нашем случае сказав злое) на помазанника Господня, останется ненаказанным?» /1 Цар.26:9/. Ведь, если вы правы, Господь Сам, как и в том случае, вознесёт вас в своё время. И в завершение я хочу сказать, что мы призваны в первую очередь любить Бога и ближних и проповедовать Евангелие; а проблемы церковной организации второстепенны. Поэтому обратимся к словам апостола Петра: «пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» /1 Пет.5:1-5/. Пусть эти слова найдут применение в нашей жизни!

Библиография.

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Синодальный перевод. Издание Святого Синода.
  2. Валтер К.Ф.В. Бог говорит «Нет» и Бог говорит «Да». СПб.; Фонд «Лютеранское наследие»; Изд. «Андреев и согласие»; 1993; 176с.
  3. Андерсон Н. Разрывающий оковы. СПб.; ЕМО «Кредо»; 1998; 274с.
  4. Норт Д. История церкви. М.; Изд. «Протестант»; 1993; 412с.
  5. Прозоровская Б.Д. Жан Кальвин. Его жизнь и реформаторская деятельность. М.; Изд. «Республика»; 1992; 79с.
  6. Барт К. Очерк догматики. СПб.; Изд. «Алетейя»; 1997; 271с.
  7. Прозоровская Б.Д. Мартин Лютер. Его жизнь и реформаторская деятельность. М.; Изд. «Республика»; 1992; 52с.
  8. Росс Х. Творец и космос. СПб.; ЕМО «Кредо»; 1996; 250с.
  9. Вестминстерское Исповедание Веры. М.; Изд. «Протестант»; 1995; 54 с.
Текст выпускной работы взят с canaan.narod.ru

 

к началу страницы
НА ГЛАВНУЮ   CANAANSEMINARY.NAROD.RU
Hosted by uCoz