Аннотация.
Данная работа представляет собой богословское исследование по теме «Семья в моём служении». Автор уделяет большое внимание изменению мышления человека по отношению всего, что связано с ним, и его семьёй в деле служения.
Исследование проведено по шести пунктам:
1) Что есть действенное призвание.
2) Необходимость начать с себя.
3) Восстановление супружества.
4) Отношение к детям.
5) Почитание родителей.
6) Любовь к братьям и сёстрам.
Данная работа не отвечает на вопрос: «как это сделать?», но: «почему это надо делать?». В данной работе рассматриваются вопросы, важность которых испытана автором на опыте собственной жизни.
Annotation.
The given work represents doctrinal research on a subject "Family in my ministering". The author gives the large attention to change of thinking of the man under the attitude everything, that is connected to him, and his family in business of ministering.
The research has been made in six points:
1) That there is an effective calling.
2) Necessity to begin from myself.
3) Restoration of a matrimony.
4) The relation to children.
5) Honoring of the parents.
6) Love to the brothers and sisters.
The given job does not respond on a question: "how it to make?", but: "why it is necessary to make it?". In the given work the questions are considered, which importance is tested by the author on experience of own life.
Оглавление.
Введение.
Литературный обзор.
1. Призванные Богом.
1.1. Безумие мира.
1.2. Критерии призвания.
1.3. Истинная сила.
1.4. Вывод.
2. Начало.
2.1. Свой крест.
2.2. Начать с себя.
2.3. Твоя награда.
3. Род людской.
3.1. Мужчины.
3.1.1. Образ верующего мужчины.
3.1.2. Путь неверующего.
3.2. Женщины.
3.2.1. Помощница.
3.2.2. Блудница.
3.3. Вывод.
4. Семья.
4.1. Супружество.
4.1.1. Супруг.
4.1.2. Супруга.
4.1.3. Шатер.
4.1.4. Тайна сия велика.
4.1.5. Вывод.
4.2. Дети.
4.2.1. Награда.
4.2.2. Воспитание личным примером.
4.2.3. Вывод.
5. Домашние.
5.1. Родители.
5.2. Братья и сестры.
5.3. Вывод.
6. Заключение.
6.1. Пять ступеней основания.
6.2. Не всякий войдёт....
Библиография.
Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана? Ибо и братья твои и дом отца твоего, и они вероломно поступают с тобою, и они кричат вслед тебя громким голосом. Не верь им, когда они говорят тебе и доброе. /Иер.12:5-6/
Введение.
Просматривая христианскую литературу о супружестве и христианской семье, я не нашёл в них удовлетворения при решении проблем в семейных отношениях. Вероятно, я ещё не дорос в своём духовном росте до понимания и исполнения всех тех правил, которые во множестве описываются в них. И поэтому я попытался в этой работе коротко описать своё отношение в становлении христианина, как служителя церкви, как семьянина.
Исследуя этот вопрос, я понял, что мне надо, если не полностью, то во многом изменить своё мышление, мировоззрение, взгляды, привычки, отношение к служению и к семье и ответить для себя на ряд вопросов, чтобы иметь крепкую уверенность в своём призвании. Действительно ли я призван на служение Господом? В чём оно должно проявляться? Чем отличается «свой крест» от креста Иисуса? Какая награда ждёт того, кто несёт «свой крест» и что ждёт того, кто отказывается нести его? Что же представляет из себя род людской, которому надо служить? Как правильно относиться к супружеству, к родителям, к своим детям, к братьям и сёстрам? Что для меня есть истинное служение? Ведь мой долг как служителя Божия, руководителя сообщества, - облегчать человеческие страдания. Для этого необходимо здравое, основанное на Библейских позициях, отношение к испытаниям [8.21c.].
Четыре года назад Господь открылся мне и призвал на служение. В течение года я усердно посещал и активно служил в ней, имея надежду на обетования Божии о лучшей жизни. Но ничего не менялось в моих отношениях с семьей, но наоборот они становились ещё сложнее. Если в церкви я получал благодать, то вне её у меня были одни неприятности. Вскоре Господь лишил меня и Церкви, и семьи и отправил из Ташкента в Санкт-Петербург, где я, неожиданно для себя, остался учиться в семинарии. И здесь, на расстоянии более 3500 километров, Господь открыл мне, как дорога для меня моя семья и как ничтожно было моё служение в Церкви, которое я считал таким важным и нужным /Д.Ап.17:25/. Я глубоко осознал, сколько горя и страданий принёс я своим близким и родным своей глупой верой, насильно заставляя их поклоняться Богу, без конца устраивая скандалы и споры с ними по этому поводу.
Из своего опыта вижу, что не я один заблуждался по этому вопросу, но и по сей день многие служители усердно служат в Церкви и, считая, что этим они служат Богу, совершенно не думают служить своей семье, которая в Священном Писании выступает как «Церковь в миниатюре» [6.5c.], не понимая, что «сие надо делать и того не оставлять» /Мтф.23:23/. Что же есть истинное служение? Это то служение, которое поручил тебе Господь. Иначе говоря, за которое ты несёшь ответственность лично перед Ним, а не перед человеком. И поэтому надо усвоить, что служитель прежде всего несёт ответственность за свою семью, которой должен послужить, дабы она через него могла приобрести спасение. В Церкви же он пока что не несёт никакой ответственности, разве только перед пастором. Перед Господом он пока ещё только ученик, практикант, а может быть «наёмник» /Ин.10:12/. Какую бы должность служитель не занимал, он должен знать, что Господь не даст ему «послужить и отдать душу свою для искупления многих» /Мтф.20:28/, пока но не отдаст её за своих ближних. Именно семья будет служить ему тем основанием «из камня» /Мтф.7:24/ на котором будет строиться его дальнейшее служение.
Как говорилось выше, цель данной работы состоит в том, чтобы обновить мышление служителя в определении приоритета ответственности к своей семье и служению в Церкви. И поэтому, в отличии от других работ на тему «о семье» она в основном отвечает на вопрос: «почему я должен так делать?», а не на вопрос: «как мне поступать в том или ином случае?». Главная задача это возрастание ответственности служителя через прохождение пяти ступеней обновления:
1. отношение к себе
2. отношения к супружеству
3. отношения к детям
4. отношения к родителям
5. отношения к братьям и сёстрам
«Обновление – вот главная движущая сила христианства. На этой основе христиане в целом, как Церковь «Тело Христово», и каждый христианин, могут определить, в чём состоит воля Божия [6.4c.].
Литературный обзор.
Как я писал во введении, вся многочисленная литература, которую я просматривал, не принесла мне удовлетворения. Поэтому я воспользовался малым количеством книг, которые укрепляли меня в становлении как христианина, борющегося за свою семью.
Не считая Библии, первой книгой для меня стала книга Жана Кальвина «Наставление в христианской вере». Своеобразный ход мысли и смелость в выводах говорят о том, что он совершенно не ценил земную жизнь и все его помыслы были о небесах. В его словах и выражениях чувствуются глубокие страдания, которые он переносил. Он всегда был на грани смерти. И тем не менее, восхищает его трудолюбие и верность исполнить свой долг до конца. Его жизнь и служение – прекрасный пример для каждого христианина. Я согласен с его взглядом в том, что первая ступень нашего научения состоит в отказе от самих себя с целью приложить все силы нашего разумения к служению Господу. Также в том, что если исследовать намерения, планы, замыслы и дела каждого человека, то мы увидим в них одно лишь земное. Ибо «человеческая душа словно стреножена плотскими утехами и ищет счастья на земле… . Поэтому Господь, дабы уберечь нас от этого зла, наставляет Своих рабов в тщете земной жизни, постоянно подвергая их различным несчастиям чтобы они не рассчитывали в этой жизни на мир и покой. Одно из уязвимых мест это семья. Что бы люди не получали чрезмерных наслаждений в браке и чтобы смирить их, Он награждает их глупыми и вздорными жёнами, которые портят им жизнь, или дурными детьми, или же отнимает жён и детей. Если же Господь оберегает их от всех этих несчастий, то, дабы они не возгордились в тщеславии и не слишком возомнили о себе, Он предостерегает их болезнями и опасностями и как бы открывает им глаза на то, сколь хрупки и быстротечны все блага, обречённые на исчезновение» [3.176с.].
Книга Роберта Ч. Спрола «Основные истины христианской веры» - прекрасная помощь служителю во всех основных теологических вопросах. Она содержит краткие описания и выводы, которые помогут служителю крепко стоять в своём служении.
Автор книги «Созидание брака» Лоуренс Дж. Крабб Младший не предлагает ни простых решений, ни проверенных формул для разрешения тех многих проблем, которые возникают при совместной жизни с другим человеком, таким же грешником, как и я сам. Я согласен с ним по этому вопросу, ибо каждый идёт своим путём и невозможно предусмотреть все нюансы жизни. Однако для тех, кто посвящает себя руководству Христа и подчиняется авторитету Писания, само это руководство обеспечит необходимый стимул и предаст сил, чтобы жить, чувствуя ответственность. Книга автора хорошо отражает четыре позиции о брачных взаимоотношениях:
1) Книга не гарантирует быстрого изменения нашей жизни. Рост во Христе – это долгий, часто трудный процесс. В нём нет простых решений и проверенных формул.
2) Искренне стараться жить по Библии – дело нелёгкое. Послушание Богу, скорее всего, заставит вас испытать боль, чем испытать приятное ощущение.
3) Обязательство жить благочестивой жизнью ни в коей мере не гарантирует того, что с вашим браком будет всё в порядке. Встречаясь с трудностями в браке, следует задавать себе вопрос не: «Что улучшит мой брак?», а вопрос: «Как велит мне поступать Библия?». На первом месте должно стоять Божье Слово.
4) В развитии всестороннего взгляда на брак при определении принципов, на основе которых следует действовать, мы должны рассматривать Библию как конечный авторитет.
Замечательная книга Джина А. Гетца “Мера мужского характера» посвящена мужчинам. В ней рассматриваются вопросы: что значит быть человеком Божиим? Как распознать духовно зрелого человека? Она строиться на двух Посланиях – к Тимофею и Титу – где Павел определяет чёткие критерии, с помощью которых следует установить уровень духовной зрелости христианина. Павел не поучал, чтобы мы искали людей, наделённых даром пасторской деятельности или даром управлять, или заниматься вспоможением, или увещеванием. Фактически в его словах нет упоминания ни о способности, ни о мастерстве. Напротив, из двадцати перечисленных качеств, написанных в Посланиях, девятнадцать характеризуют репутацию человека, его этику, мораль, темперамент, привычки, а также духовную и психологическую зрелость. Двадцатое характерное качество – это способность руководить собственной семьёй.
Работа автора Бориса Смородина «Российское, мужественное, христианское» посвящена роли мужчин в семье и обществе. Автор показывает, как проблемы сегодняшней России связаны с несоответствием многих россиян своему предназначению. Автор с искренней остротой рассматривает волнующие его вопросы: как мы живём? Что мы за народ? Невозможно отказать ему в справедливости многих суждений и выводов.
Книга «Что говорит Библия служителю» написана как наставление в повседневной жизни, в проповеди и служении. Это прекрасное пособие для проповедников. Практически вся Библия обращена непосредственно к служителю, и данная книга построена таким образом, что в ней нашли отражение все темы, касающиеся служения слуги Божьего. Именно это и составляет содержание данной книги:
Слово Божье, обращённое к служителю. Что Бог говорит служителю.
Ибо Бог желает восполнить нашу потребность. Он хочет заботиться о нас так, как мы в том нуждаемся - полно и совершенно. Он хочет, чтобы в нас во всей полноте проявилось самое лучшее – Он, Его присутствие и замысел.
1. Призванные Богом.
1.1. Безумие мира.
Жизнь всякого человека подобна жизни спортсмена, который годами тренируется, чтобы только достичь вершины Олимпа, и, наконец, чтобы достигнув цели, низвергнуться вниз, уступив место другому. Так всякий в этом мире, чем больше накапливает, тем больше ему придётся отдать /Еккл.2:26/; чем выше его власть и слава, тем сильнее его падение; чем больше его достижения и знания, тем больше его «безумие» /Рим.1:22/ и более жестокий ожидает его конец /Ис.13:11/. Человек знает об этом, потому что каждый день видит падение других, страшится этого конца, и потому нет мира и покоя в его сердце /Ис.57:20-21/. Не имея ответа на вопрос как выйти из этого состояния, он предаётся безумству и, стараясь уйти от реальности, потребляет безмерно алкоголь, наркотики и с ненасытимостью предаётся плотским страстям.
Сколько сокрушённых в мире, которые кончают жизнь самоубийством, желая избавиться от страдания, унижения и последствий своих грехов. И не знают они, что этим делают себе несравнимо хуже. Они не избавляются от них, а, наоборот, переносят эти страдания в вечность, дополняя их ещё одним грехом самоубийства. Не знают они, что есть Тот, Кто уже умер вместо них и им не надо лишать себя жизни за грехи свои. Есть Тот, Кто взял на Себя эти невыразимые страдания души и плоти каждого человека. Надо только отдать их Ему, чтобы душа твоя освободилась от боли, чтобы сердце твоё очистилось от обиды, ненависти, непрощения и приобрело свободу и вечную жизнь.
Весь мир воюет между собой: дети, супруги, семьи, общества, нации, государства. Оскорбляют, убивают, унижают, насилуют. Почему? Потому что не имеют силы слова и Божьей любви. Пытаются подчинить себе силой кулака или оружия. Но что гласит Закон Божий? – «Не убивай». Убивший другого обрекает себя на смерть, осудивший - обрекает себя на осуждение. Восстают другие, чтобы восстановить Божию справедливость, и те, кто убивал и осуждал, становятся на место жертвы. Потому весь мир изнемогает под тяжестью страданий смерти, и нет ему выхода из этого «заколдованного круга».
Бог открыл человечеству путь к спасению. Но кто пойдёт в этот дикий, необузданный мир, который не знает ни жалости, ни сострадания, где жизнь человека обесценена до ничтожности, где ради какой-нибудь сумасбродной идеи одного человека отдают свои души тысячи, миллионы людей? Бог Сам находит их. Избирает из множества людей, чтобы научить их, наделить властью и силой исцелять болезни и изгонять бесов. Чтобы затем послать проповедовать Благую весть об Иисусе Христе, Который есть путь освобождения от власти греха и страха смерти /Евр.2:15/.
1.2 Критерии призвания.
Писание говорит, что Господь особо призывает избранных Своих на дело служения. Как написано: «много званных, а мало избранных» /Мтф.22:14/. Как и во время Своего служения на земле, когда Иисус Сам избирал учеников из множества следовавших за Ним /Мк.3:13/, так и в нынешнее время Господь Духом Святым является к человеку и призывает его на особое служение. Всякий, имеющий этот опыт, переживает огромное потрясение. Происходит полное перерождение человека. Всё, что имело в его жизни хоть какую-нибудь ценность, совершенно теряет смысл. И такой человек может быть верным делу Божьему до конца. Кальвин так говорит об этом: «Опыт показывает, что из огромного сообщества людей, называемого Церковью, многие отпадают и погибают, так что в нём остаётся лишь малая часть. Если кто-нибудь спросит, почему общее избрание народа не всегда вполне надёжно и действенно, то ответ ясен: Бог даёт духа возрождения отнюдь не всем тем, с кем вступает в Завет, то есть кому Он даёт Своё слово. Поэтому, будучи призваны извне, внутри они не имеют достаточно силы, чтобы неотступно следовать до конца. Это внешнее призвание без тайного действия Святого Духа есть как бы средняя милость, (Grace mouenne) между отвержением человеческого рода и избранием верных, которые истинно «суть дети Божии» [3.385c.].
В каком состоянии находится человек, встречаясь с Господом? Написано: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» /Ин.4:24/. Тут не сказано о плоти ни слова. Это то, что мешает человеку встретиться с Богом. Только после смерти душа человека может предстать пред Ним, либо Господь Сам является ему. Пророк Исаия, увидев Господа Саваофа, вскричал: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, - и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» /Ис.6:5/. Павел же, в трепете и ужасе, произнёс: «Господи! что повелишь мне делать?» /Д.Ап.9:6/. Роберт Ч. Спрол пишет: «Есть Божий призыв, и он неизменно бывает успешен. Когда Бог призвал к существованию мир, Вселенная, не колеблясь повиновалась приказу. Желаемый Богом результат был достигнут. Подобным же образом, когда Иисус призвал Лазаря из гробницы, Лазарь ответил на призыв, восстав к жизни. Бог также действенно призывает к жизни верующего» [4.254c.].
Иисус определил это состояние человека в Нагорной проповеди:
1) «Нищие духом» – мир прославляет сильных духом, которые черпают силу в богатстве, власти, физическом здоровье, знаниях и так далее. Но Бог призирает на сокрушённого духом /Пс.50:19/, то есть находящегося в предсмертном состоянии, когда все мирские ценности теряют свой смысл, и человек, признав своё «поражение», внутренне желает отойти в иной мир.
2) «Плачущие» – человек глубоко сожалеет о прожитой жизни, ибо Бог открывает ему что всё, что он делал, не оправдало его ожиданий потому, что делал он это во зло себе и другим.
3) «Кроткие» – осознание своей вины, что сам всё делал неправильно, освобождает сердце человека от ненависти к другим людям, и ещё не зная как дальше поступать и что делать, становишься кротким и смиренным, как слепой котёнок, ожидая в покорности откровений Божиих.
4) «Алчущие и жаждущие правды» – у сокрушённого духом человека появляется сильное, страстное желание познать волю Бога, Его правду, и потому он взывает в молитве к Нему: Если я живу, то для чего? Что мне делать? Как поступать? Куда идти? Как жить дальше? Не желаю жить по-прежнему, но не знаю, как жить по-новому.
5) «Милостивые» – только познав прощение ты можешь простить всем своим врагам, проявить благосклонность к поступкам тех, кто не знает Господа.
6) «Чистые сердцем» – сознавая конец своей жизни, из сердца человека уходит вся суета прошлого: ненависть, обиды, боль грех, болезни. Принимая Иисуса в своё сердце, чувствуешь, как нечто тёплое и нежное проникает во всё твоё естество, освобождая сердце от груза греха.
7) «Миротворцы» – познав Божий мир в своём сердце, человек желает передать его другим, ибо мир в сердце даётся Богом, а не завоёвывается силой и оружием.
Итак, из всего сказанного, мы можем вывести следующее. Встречаясь с Господом, дух человека становится трепещущим, душа – ничтожеством, а плоть – немощной.
«Действенное призвание подразумевает призыв от Бога- призыв, который суверенной властью Его производит ожидаемый и предопределённый эффект или результат. Когда апостол Павел говорит, что тех, «кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал» /Рим.8:30/, упоминаемый им призыв есть не что иное, как действенный призыв от Бога.
«Действенный Божий призыв - призыв внутренний. Это невидимый глазу труд обновления или возрождения, творимый в душе избранного непосредственным и сверхъестественным вмешательством Духа Святого. Он вызывает или производит внутренний перелом в душе, меняя и склад её, и склонности, и стремления. Ни один человек не устремиться к Богу, не ощутив прежде действенного призыва Божия» – пишет Роберт Ч. Спрол [4.254c.].
1.3 Истинная сила.
Личная встреча с Иисусом или же действенный Божий призыв – вот что определяет призвание христианина как ученика Иисуса /Мтф.23:8/. Если раньше человека учили люди: будь то учителя в школе, преподаватели в институтах, наставники на работе, родители дома, пастыри в Церкви, то с этого момента его будет учить Сам Иисус /Мтф.23:8-10/, Который есть Наполняющий всё во всём /Еф.1:23/. Он будет учить его видеть и слышать в Слове Божием, в проповедях, через людей и окружающий мир. Павел писал: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» /1 Кор.2:4-5/.
Итак, во-первых, сила проявляется в невероятно сильном духе, когда человек может «нести свой крест», то есть исполнить волю Божию, добровольно идти на страдания ради спасения души человека, который причиняет ему боль и скорби. Кальвин писал: «Господь Иисус должен был нести крест и терпеть мучения только для того, чтобы засвидетельствовать и доказать своё послушание Богу Отцу» [3.166c.]. Человек может прощать нанесённые ему обиды и оскорбления, сознаваться без страха в своих проступках и говорить об Иисусе в любых обстоятельствах, как бы они не были тяжелы. Когда всё вокруг восстаёт против него, он хранит спокойствие и здравомыслие, терпение и великодушие /2 Кор.6:4-10/. Одним словом, ведёт себя достойно звания, в которое призван /Еф.4:1/.
Во-вторых, в явлении силы Божией. Слово, которое исходит из уст проповедующего наделено властью и силой Бога и потому не произносится впустую, но исполняет то, ради чего оно было послано /Ис.55:11/.
Но прежде Бог лишает его всего, за что человек мог бы ещё держаться в этом мире, чтобы явиться ему в Своей славе и призвать на служение, наделив для этого силой и властью ученика /Лк.14:24-27/.
1.4. Вывод.
Итак, первое: ученик Иисуса должен уразуметь в каком мире он жил. Всё, чему его учили и что считалось ценным на самом деле считается «безумием», а значит всё это надо «почитать за сор» /Флп.3:8/ и всячески избавляться от этого, взывая о помощи в молитвах к Богу и укрепляясь в Слове Божием /Иак.1:5/. Во-вторых, единственное его желание - это встреча с Иисусом. Всё, чем бы он ни занимался, все его мысли и действия должны быть направлены на то, чтобы искать лица Его /Д.Ап.17:26-28/, и не беспокоиться о том, что будут говорить о нём люди, что он будет есть и пить и во что одеваться /Лк.12:29-31/. В-третьих, истинное ученичество начинается только после личной встречи с Иисусом или действенного призвания Духом Святым. Это будет проявляться в служении ученика: в силе духа, с которой он будет переносить скорби; в плодах, которые будут сопровождать его, в силе слова, которое он будет проповедовать; в силе прощать своим врагам и способности любить их; в даре исцелять больных и власти изгонять бесов, то есть способности открывать людям «глаза и уши», приводить их к покаянию.
Это первая ступень, которую необходимо пройти каждому, желающему посвятить себя на служение Господу. Без действенного Божьего призыва и Его силы никто не сможет исполнить истинно Божие дело. Вот как пишет об этом преображении Кальвин: «Это преображение, которое святой Павел называет «обновлением ума» /Еф.4:23/, было неведомо ни одному из философов, хотя оно есть вхождение в жизнь. Они учили, что человека должен направлять и сдерживать только разум, и полагали, что только к нему нужно прислушиваться и только ему следовать; то есть они вверяли разуму руководство жизнью.
Напротив, христианская философия требует, чтобы он уступил место Святому Духу и покорился Его водительству, дабы человек более не жил сам по себе, но имел в себе живого и царствующего Христа и сострадал Ему» [3.155c.].
2. Начало.
2.1. Свой крест.
Определившись, что есть «действенное призвание», перейдём к следующему вопросу: с чего начать призванному? Чему отдать приоритет в своём служении? Писание говорит: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» /Мтф.22:39/. А кто мой ближний? Весь мир? Если я сейчас отдам жизнь свою за него, будет ли какой прок от этого? Чтобы отдать душу за кого-либо, надо, по крайне мере, знать за кого, не говоря уже о том, что надо любить их. Иисус умер за весь мир, потому что знал каждого поимённо. Он любил, ибо каждого сотворил Сам. Люблю ли я себя самого? Чтобы любить, надо иметь хоть какие-нибудь достоинства. Но, судя по тому, в каком состоянии находится призванный, которое Иисус определил в семи блаженствах Нагорной проповеди, любить себя не за что. Поэтому Иисус говорит: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» /Лк.14:26-27/. Ненависть …, полное неудовлетворение ни собой, ни ближними, ни окружающим миром. Человеку, имеющего такое внутреннее состояние Иисус говорит: «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» /Мтф.16:24/. Нам не под силу вынести крест Иисуса и потому Он говорит нам взять свой маленький крестик и идти за Ним, дабы быть достойным Его.
Кто же мне ближе всех? Кто противится мне больше всех? Кто досаждает? Кого я знаю лучше всех? Конечно же, своя семья и родные. Вот с них то и надо начинать. Потому что они как тот самарянин, которого больше всего ненавидел иудей и который в трудную минуту оказывается рядом, чтобы, сжалившись над ним, помочь /Лк.10:33/. И поэтому многие служители не пройдя этих первых ступеней своего духовного роста и с усердием служа «ближним» в Церкви, но совершенно забыв о «ближних» дома не получают плода в труде своём и должного вознаграждения для души. Что же есть лучше награды, чем приобретение своей семьи для Царства Небесного? Ибо, как написано: «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» /1 Тим.2:4/. А Кальвин писал: «Мы не должны искать приятного для себя, но лишь того, что угодно Богу и что служит преумножению Его славы. Великая добродетель также в том, чтобы почти совершенно забыть о себе и менее всего о себе заботиться, но, истинно веруя, отдать все силы и усердие следованию Богу и Его заповедям» [3.155c.].
2.2 Начать с себя.
Итак, качество дальнейшего служения призванного ученика зависит от того, насколько он похож на Того, Кого проповедует, то есть на Иисуса Христа. Поэтому необходимо правильно расставить приоритеты в своём развитии, преодолевая их ступень за ступенью, но не перешагивая. Другими словами, прежде чем строить «башню», ученику надо сесть и вычислить издержки, «имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?» /Лк.14:28-30/. Не трудно заметить, что прежде, чем строить «башню», надо сначала положить «основание». Оно бывает разным: из «камня» или из «песка» /Мтф.7:24,26/. Но прежде, чем положить какое бы то ни было основание, нужно вначале выкопать «глубокую яму» для него /Лк.6:48/.
Что означает «выкопать глубокую яму»? Это значит начать с самого себя, прежде изменить свою личность. Примеряясь к Иисусу Христу и прося помощи у Духа Святого отбрасывать все вредные привычки и похоти, которые известны как дела плоти: «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» /Гал.5:19-21/. Это нелёгкий путь, но именно это есть начало познания того, в чём состоит «домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом» /Еф.3:9/. Этот путь подобен тому, как если бы тебя переплавляли в огне /Мал.3:3/. Так душа твоя будет гореть, когда Господь будет обличать тебя и исправлять. Кто же будет играть роль огня? Прежде всего твоя семья и домашние: супруга или супруг, твои дети, затем твои родители, братья и сёстры, друзья. Ибо как написано: «Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть ... . Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его» /Мих.7:2,5-6/. «Библия подчёркивает значение семьи как духовной общности и базиса, на котором происходит воспитание и становление характера человека» [2.1640c.].
2.3. Твоя награда.
Но именно поэтому Иисус говорит: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» /Мтф.5:11-12/. И награда – это спасение твоих близких, когда через твоё служение им они принимают Иисуса Христа своим Господом и получают вечную жизнь на небесах. Что есть печальнее смерти на земле? Когда близкий человек уходит безвозвратно, и ты понимаешь, что уже никто и ничто не сможет вернуть его обратно. Но какое огромное утешение иметь надежду на их воскресение и радостную встречу в Царстве Небесном /1 Фес.4:13-18/.
Служители Божии должны знать, что им не следует пренебрегать прохождением этими первыми ступенями в своём служении, ибо именно это есть фундамент, основание всей дальнейшей жизни, в течении которой будет строиться «дом», который называется храм Бога живого, «а этот храм – вы» /1 Кор.3:17/. Многие служители, достигшие высот в религиозной иерархии, впоследствии, когда приходили «ветры и дожди» и испытания «огнём», падали и не могли уже подняться. Это о них говориться: «сам спасется, но так, как бы из огня» /1 Кор.3:15/. То есть весь труд их жизни сгорит дотла, хотя сам он не потеряет спасения. Поэтому прислушаемся к Слову Божьему, Которое говорит нам через Иисуса Навина: «Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу» /Ис.Н.24:15/. Господу нужен не только ты, но и твоя семья.
3. Род людской.
3.1. Мужчины.
Итак, всё человечество, ради которого пришёл умереть Иисус, состоит из мужчин и женщин. Которые, в свою очередь, разделяются на верующих и неверующих. Каковы же их образы и смысл жизни?
3.1.1. Образ верующего мужчины.
Иисус Христос, без сомнения, был мужчиной. Этого никто не станет отрицать. Но Он был и Богом. Тогда кто есть мужчины, живущие на земле? Писание говорит, что мужчина «есть образ и слава Божия» /1 Кор.11:7/. Это значит, мужчина должен иметь облик Иисуса Христа, Его достоинство, терпение, силу, власть, любовь, мысли, желания. Являть славу Божию во всех своих действиях и поступках. Иными словами, в том, чтобы идти тем же путём скорби и страданий. Это значит, конечная цель мужчины состоит в том, чтобы достичь той силы духа, того совершенства, чтобы исполнить волю Божию – «взойти на крест» и «отдать свою душу» для искупления многих /Мф.20:28/, /Мк.10:45/. Ибо теперь он живёт не для себя, но для умершего за него и воскресшего /2 Кор.5:15/, а значит ради спасения людей.
Исполнив волю Отца, Иисус сел одесную Его и получил всю власть над этим миром. Он будет судить мир и каждый даст отчёт перед Ним за себя /Рим.14:18/. Итак тот, кто идёт путём Христовым, имеет доступ к благодати Божией, получая всё необходимое для совершения дела Его.
Первое, что должен помнить призванный: слишком дорогая цена уплачена за его жизнь, чтобы Бог позволил ему вновь впасть в рабство греха /1 Кор.5:5/. Он спас нас ради Себя Самого и поэтому, если даже мы бываем неверны, то «Он пребывает верен ибо Себя отречься не может» /2 Тим.2:13/. Потому надо отбросить всякие мысли о том, чтобы оставить дело Бога, ибо всё равно никуда от Него не денешься, но лучше добровольно свершать то, что предназначено: проповедовать Благую весть и быть Ему свидетелями «в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» /Д.Ап.1:8/.
Второе. Если даже впал в грех, Дух Святой подскажет о нём. Не противься Ему. Осознай свой грех, покайся и забудь о нём. Не мучай себя воспоминаниями, как сказано: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» /Евр.12:1/. Другими словами, не живи воспоминаниями о прошлом, но живи видениями будущего, крепко опираясь на обетования Бога Живого. Ныне Он говорит тебе: «Ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя: не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою» /Ис.41:9-11/.
Поражение терпит тот, кто сдаётся. Итак, вывод прост: никогда не надо сдаваться, потому что победа обеспечивается Самим Господом, но стремиться к цели достигать почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе, для свершения дела Его, которое требует от всякого мужа твёрдости и мужества /3 Цар.2:2/. Джин А. Гетц пишет: «христиане часто впадают в крайности. Они либо считают себя ни за ничто, либо ценят себя слишком высоко. Человек духовно незрелый находит себя колеблющимся между этими двумя противоположностями. На самом же деле обе эти точки зрения неверны. Христиане, более всех, должны быть уравновешены в этой области жизни. С одной стороны, мы должны понимать, что всё, чем мы являемся, и всё, чем мы обладаем, дано нам по Божьей благодати. С другой стороны, мы должны понимать, что мы располагаем не только человеческими, но и Божьими ресурсами для того, чтобы совершать великие дела для Бога» [6.49c.].
3.1.2. Путь неверующего.
Не так у неверующего. Нет у него надежды. Каким бы ни был он крепким и здоровым, богатым знаниями, имеющим власть и богатство, рано или поздно приходит его конец. Такой мужчина подобен авторучке: наступит момент, когда в ней кончится паста и её выбросят за ненадобностью. Так и мужчина, пока молод разбрасывается щедро собой, получая похвалу. Но наступает день, когда он вдруг осознаёт, что силы его истощены и он уже не может быть таким сильным, щедрым и любящим, как прежде. С этого момента он начинает экономить себя. Но что толку, всё равно приходит его конец. Человек слишком ограниченное существо. Пропадает прежний лоск, уверенность в себе, он становится нервным, несдержанным, всё чаще приходит подвыпившим или же лежит на диване, угрюмо уставившись в газету или телевизор. Где же прежняя любовь? Кончилась.
Мир требует от мужчины всё большей отдачи сил. Поэтому зачастую, когда он женится, то силы его уже истощены. Немного семейной жизни, и его можно «списывать». Он может быть ещё президентом, директором или начальником, но, как такового, его уже не уважают; как мужа его уже давно «списали»; как отца - не почитают. Потому что прежде, чем получить всё это, ему надо отдать. Но если отдать нечего, то и перестаёт получать. Как сказано: «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» /2 Кор.9:6/. Итак, мы можем сказать, что нет у неверующего будущности и надежды и конец его ожидает печальный. «А беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет» /Пс.36:38/.
3.2 Женщины.
3.2.1 Помощница.
Для чего Богом сотворена женщина? Каково её предназначение? Ещё вначале, когда только что сотворённый мужчина свершал волю Божию, давал имена всякой душе живой /Быт.2:19/, не было у него того, кто мог бы помочь ему и поддержать в этом нелёгком деле. Бог увидел это, и потому решил создать ему, из его же ребра, помощника, такого же как он человека, но только с ролью помогать ему во всех его делах. Начиная от рождения и воспитания потомства, приготовления пищи и во всяком его труде. И потому говориться что «жена есть слава мужа» /1 Кор.11:7/. Другими словами, если муж, исполняя волю Божию служить людям получает достоинство Иисуса как всеобщее признание, уважение и восхищение, так и жена, которая доверяет и повинуется во всём мужу как Господу /Еф.5:2/ достойна всяческой похвалы /Пр.31:28-30/.
Итак, воля Божия по отношению к женщинам состоит в том, чтобы они могли стать достойными помощниками мужчин. На них не лежит ответственности перед Богом за ошибки и грехи мужчин. Если мужчина совершает какие-либо проступки, непотребности и неугодные Богу дела, это никак не сказывается на достоинстве женщины. Но её достоинство в вере и исполнении обетований Христа повиноваться мужу во всём /Еф.5:22-24/. Потому что муж есть глава жены. То есть, если он несёт полную ответственность за неё перед Господом, то жена не несёт никакой ответственности за действия и поступки мужа. Итак, цель всякой женщины – посвятить себя благочестию /1 Тим.2:10/, то есть достижению силы духа к соблюдению Слова Божьего, чтобы вести «чистое богобоязненное житие» /1 Пет.3:2/, но никак не переделыванию характера мужа и «вышибанию из него денег». Это дело и задача Бога: научить мужа посвятить себя жене и отдать ей всё, вплоть до своей жизни, как это сделал Христос ради Церкви /Еф.5:25/. «Христианские жёны повинуются Господу без недовольства, но из любви, потому что любят Господа и своих мужей. Следовательно, главным в жизни жены должно быть стремление угодить Господу и своему мужу. Она исполняет повеление Господа, потому что любит Его и больше всего хочет угодить Ему» [8.252c.].
Не надо женщине стремиться свершать «великие дела». Это не предназначено ей, да и не по силам, ибо она есть «немощный сосуд» /1 Пет.3:7/, который наполняется и оберегается мужчиной, независимо от того, верует он в Бога или же нет. Если женщина благочестива, Бог благословляет мужчину и заставляет его свершать для неё великие дела и исполнять любые её желания /Быт.16:6; Есф.5:3; Руфь 3:10-11/. Также и Иисус, быв на земле во плоти, когда женщины верою взирали на Него, признавая Его Господом и уничижали себя перед Ним даже до образа собаки /Мк.7:28-29/, или пробирались сквозь озверелую толпу мужчин, не боясь быть побитыми камнями, лишь бы только прикоснуться к Нему /Мк.5:33-34/, или же, будучи грешницами, не стыдясь людей, отдавали всё своё драгоценное масло и, возливая Ему на ноги, вытирали своими волосами /Лк.7:37-38/. Разве Иисус отказал кому-нибудь в их просьбе? Все они получили то, что просили, чего не могли приобрести ни за какие деньги: кто исцеление, кто прощение и спасение.
Итак, первое, в чём необходимо утвердиться верующей женщине – её задача научиться быть помощницей мужчине. Чтобы через её благочестивый образ жизни он мог быть приобретённым Господом и встать на путь спасения. Посвящая себя мужчине научиться поддерживать его во все дни жизни, во всех его взлётах и падениях /Пр.31:11-12/.
Во-вторых, помнить, что она – драгоценность и «немощный сосуд». И цена её определяется не по внешнему плетению волос, не золотым убором или нарядностью в одежде, но «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» /1 Пет.3:4/. Другими словами, не в том, сколько и как она зарабатывает, или какую должность и положение она занимает а обществе, или какими обладает талантами и красотой тела, ибо всё это суета и быстро проходит /Екк.1:24/, но в силе полагаться на мужа во всём и умении «обуздывать свой язык» /Иак.1:26/; /Пр.21:9/.
Воистину, «миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы». И о такой женщине Сам Бог ныне повелевает всем мужчинам: «Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!» /Пр.31:30-31/.
3.2.2. Блудница.
Что же ждёт ту, которая противится Богу? Которая в гордости и надмении своём, пользуясь всем тем, что Бог дал ей; будь то муж, дети, красота, здоровье, имущество, дом, не видит всего этого из-за своей алчности и нет никакой благодарности и почитания в её сердце ни к Богу, ни к мужу? Нет страха Божьего! И это есть образ блудницы. В скором времени она лишается всего, что имеет. Как сказано: «Дом ее ведет к смерти, и стези ее - к мертвецам» /Пр.2:18/. Может быть она сейчас преуспевает, красива и талантлива, её муж или она сама занимает высокое положение, но как бы она прекрасно не жила, сколько бы раз она не выходила «удачно с расчётом» замуж, как бы ни были прекрасны и образованы её дети, в скором времени она пожнёт свои плоды. И если для мужа является проклятием то, что Бог в первую очередь наказывает его самого, избивая и умерщвляя за грехи, то для женщины проклятие - это жить в одинокой старости одними воспоминаниями пошлого. И проклятием для неё будет то, что она увидит своими собственными глазами падение и смерть мужа и своих детей. И будет она подобна Иезавели /4 Цар.9:36-37/, Оголе и Оголиве /Иез.23:46-47/.
О чём обычно мечтает молодая незамужняя девушка? Получить образование и удачно выйти замуж? Чтобы, как говориться, муж любил и деньги были. Но вот она выходит «удачно» замуж. Проходит время. Что ждёт её? Горькое разочарование. Муж как-то поостыл и денег катастрофически не хватает. Надо идти или самой зарабатывать, или «поменять» мужа. Что многие и делают – либо идут работать, либо меняют мужа, либо то и другое одновременно. Но есть ещё один путь – придти к Богу и встать под Его защиту, а значит покориться воле Его. Но не идут, а если идут, то пытаются, наоборот, подстроить Бога под себя, под свои желания и прихоти. Это ли не оскорбление?
3.3. Вывод.
Итак, в заключение скажем, что для верующего определён смысл жизни – это великая цель достигать совершенства Христова. Ибо, как говорит Павел: «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» /Рим.8:18/.
И, наоборот, не покоряясь Слову, неверующие обрекают себя на то, что накапливая страдания своей души в течение жизни и пытаясь безуспешно избавиться от них путём чревоугодия и разврата, они увеличивают бремя страданий до бесконечности, перенося их после смерти в вечность ада /Лк.16:23/.
4. Семья.
4.1. Супружество.
Что такое супружество? В Библии написано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» /Быт.1:27/. То есть супружество – это есть совершенный человек, образ Божий. Ни муж без жены, ни жена без мужа, не смогут достичь совершенства в деле Божием, и, как написано, для этого оба должны быть в Господе /1 Кор.11:11/.
Какова цель супружества? Достичь единства, чтобы свершить волю Божию. Нести Благую весть до края земли. Многие ли супруги исполняют эту миссию вдвоём? Нет. Поэтому нет согласия и мира между ними. Цель должна быть одна, мысли одни, путь один, хотя обязанности по отношению к делу разные. «Бог приказывает семье жить в духе повиновения /Еф.5:22/. В семье должны быть партнёрство и порядок. Это основа семьи и общества. Нет организации, которая могла бы существовать, если в неё нет духа партнёрства и порядка. В глазах Бога нет ни женского пола, ни мужского. Мужчины и женщины для Него – одно целое, части которого одинаково важны» [8. 252c.].
4.1.1. Супруг.
Кто же есть супруг? Каковы его обязанности? Написано: «что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава – Бог» /1 Кор.11:3/. Мы видим две важные обязанности, которые имеет муж:
1) Постоянно общаться с Иисусом как Главой через молитву и Слово Божие. Получать у Него всё необходимое для совершения Божьего дела: откровение, благословение, силу, любовь терпение, видение куда направить свой путь и какой цели достигать и так далее. Ничего не предпринимать без воли Божией. Так всегда поступал царь Давид /2 Цар.5:19-23/ и другие Божии люди. Он не обольщался своими победами, потому что хорошо знал, что это свершает Господь. Мужу надо помнить, что у него нет своей головы, которая могла бы принимать какие-либо мудрые решения, но Глава его - Иисус Христос.
2) И вторая обязанность: научиться быть главой жены. Куда ты поведёшь её, туда она и пойдёт, какие ты примешь решения, в том она тебе и будет помогать. Она – твоя помощница. А это значит всегда имеет то, что необходимо в нужный момент чтобы помочь тебе. Она – хранительница семейного очага, твой тыл. Как воины, когда идут на войну и, побеждая, захватывают добычу и несут её в стан, так и муж должен нести домой всё, что получил от Господа, и передать жене, дабы при необходимости получить помощь. Обозначим мужа схематично треугольником, стоящим на острие угла, где верхние углы обозначают власть и силу, а нижний – основание.
Мы видим, что мужчина, имеющий власть и силу, подобен орлу, который может взлетать очень высоко, если широко расправляет свои крылья. Но он не может жить на земле. И, когда истощается сила в его крыльях, он падает и умирает, потому что нет у него основания, нет того, кто бы мог подкрепить его и поддержать в трудную минуту. Потому так много мужчин умирает преждевременно, ибо проводят жизнь свою подобно орлам и не думают о том, что нужно строить основание, пока у них есть «сила в крыльях».
4.1.2. Супруга.
Мужчине же Бог дал основание. Это – его жена. Она – «плоть от плоти, кость от костей» /Быт.2:23/. То есть не какое-нибудь инородное тело, а твоя плоть. Поэтому неудивительно, что так болят сердца супругов, когда они ссорятся и ругаются. Это всё равно, что резать ножом по сердцу. Если хочешь расстаться с женой сначала попробуй отрубить себе палец. Для женщины «великим примером для подражания является Христос и Церковь. Христос – Глава Церкви, то есть обладает властью над Церковью. До тех пор, пока Церковь живёт по этому правилу, она пребывает в любви, радости и мире и способна выполнять свою миссию на земле. Так и муж: он является главой, высшей властью в семье. Жена должна повиноваться этой власти, подобно тому, как Церковь повинуется власти Христа. До тех пор, пока она и другие члены семьи живут по этому правилу, в семье царят любовь, радость и мир, то есть порядок, и семья соответствует своему земному предназначению [8.253c.]. Обозначим же её схематично так:
Мы видим, что у неё нет силы, чтобы взлетать высоко и власти, чтобы брать на себя ответственность. У неё нет возможности далеко видеть и иметь ответственность за дела мужа. Но у неё есть основание, крепость которого зависит от того, насколько муж обеспечивает и даёт ей всё необходимое.
4.1.3. Шатёр.
Итак, соединив эти дав треугольника, мы получаем фигуру, напоминающую нам звезду Давида или же шатёр, в котором жили наши праотцы /Быт.4:20/.
Мы видим, что муж наделяет жену силой и властью, делая её совершенной. Жена же обеспечивает мужу прочное основание, не давая ему поколебаться и упасть. «У каждой организации должен быть руководитель, что позволит ей действовать эффективно и упорядоченно. Нет более великих организаций, чем вселенная Бога, Его Церковь и Его христианская семья» [8.253].
Если у этого шатра верёвки крепко натянуты, то такой шатёр не поколеблется. У такого супружества есть «сила в крыльях» и крепость в основании. И не постигнет их то бедствие, какое постигло народ Израильский, о котором сокрушался и скорбел пророк Иеремия: «Горе мне в моем сокрушении; мучительна рана моя, но я говорю сам в себе: `подлинно, это моя скорбь, и я буду нести ее; шатер мой опустошен, и все веревки мои порваны; дети мои ушли от меня, и нет их: некому уже раскинуть шатра моего и развесить ковров моих» /Иер.10:19-20/.
Мы видим, что жена не может получать истинные благословения без мужа. Также и муж, если не отдаёт жене всё, что имеет, теряет связь с Господом, и поэтому представляет из себя печальное зрелище. Ибо, когда кончатся его силы и он потеряет свою власть, «падение его будет великим» /Мтф.7:27/. Вот что пишет Соломон: «человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага? И это - суета и недоброе дело! Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их» /Еккл.4:8-9/. Другими словами, благо для человека, для его души – отдавать. И доброе вознаграждение получают двое, если трудятся вместе.
Итак, второй приоритет для христианина в своём служении – уделить главное внимание своей половине. Смирить себя перед ней, «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» /Флп.2:8/.
Независимо от того, верующая ли у тебя жена или нет, как она с тобой обращается, как она ведёт себя, чем занимается, муж должен научиться исполнять свои обязанности главы: доверять ей во всём, отдавать ей всё, что у него есть, поддерживать и утешать, в смирении переносить её оскорбления в свой адрес, любить несмотря ни на что, прощать и всегда быть готовым отдать жизнь за неё без сомнения. Ибо главная задача: стать её пастырем, духовным наставником «чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» /Еф.5:26-27/.
Также и жена верующая, посвятившая себя благочестию, должна научиться исполнять свои обязанности перед мужем, помня всегда что он есть образ Божий, что он – помазанник Божий, даже если и неверующий. Не осуждать его поступки и принимаемые решения, если даже они приносят отрицательный результат. Но поддерживать его во всём, с верою повиноваться и послушаться как Господу /Еф.5:22/.
4.1.4. Тайна сия велика.
Нынешнее время говорит нам об огромных процентах разводов как в мире так и в христианстве. Да и те супруги, которые живут вместе, вряд ли счастливы, как должно. Писание говорит: «Начало мудрости - страх Господень» /Пр.1:7/. Поэтому так необходимо иметь опыт встречи с Иисусом, после которой меркнет всё земное и Бог может начать открывать тайну, как могут две, противоположные во всём личности, стать одной. Надо знать, что «тайна сия велика» /Еф.5:32/.
Действительно, если ты не имеешь встречи со Христом, значит ты «худое дерево» /Мтф.7:17/. Может ли худое дерево приносить плоды добрые? Что бы ты ни делал, какие бы добрые дела не совершал, как бы ни старался исполнить закон, не будет никакого результата, ни благодарности, ни доброго вознаграждения. И наоборот, со Христом, что бы ты не совершил и даже, с человеческой точки зрения плохой поступок, Бог оправдывает тебя и делает результат положительным, «ко благу» /Рим.8:28/.
Поэтому многие не понимают, как это любить того, кого уже столько времени ненавижу? Служить тому, кто причиняет столько боли и страданий, почитать того, кто отвечает злом. Великая тайна состоит в том, что плоть мужа – это есть жена, а плоть жены – это есть муж. Сказано: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» /1 Кор.7:4/. Другими словами, над чем ты имеешь власть, то и твоё, а что твоё, за то ты и несёшь ответственность, тому ты и должен уделять большее внимание. «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» /Еф.5:29/.
4.1.5. Вывод.
Итак, во-первых, супружество дано к совершенству верующего. Дабы через своего супруга или супругу верующие могли на опыте убедиться как мужу возлюбить жену «до смерти», которая во всём противится ему, а жене – повиноваться мужу как Господу, который и перста Его не стоит. Возлюбить жену или мужа – первый шаг к исполнению заповеди Божией – «люби ближнего твоего, как самого себя» /Мтф.22:39/.
Во-вторых, супружество это первый камень, на котором будет зиждиться всё основание будущего «домостроительства». Ибо, как сказано: «А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» /Мтф.7:26-27/.
В-третьих, «не мечтать о себе», бодрствовать и молиться. Потому что ожесточение супруга или супруги – временно /Рим.11:25/. Дабы верующий усовершался и стремился достичь Иисуса Христа /Флп.3:12/. Сколько это будет продолжаться зависит от Господа, ибо кто мы, что будем спорить с Ним? /Рим.9:20/. Нам же надлежит воспользоваться этим, чтобы научиться кротости и смирению /Мтф.11:29/.
«Христианству делает не много чести «христианский брак», который не лучше брака, в котором господствуют мирские ценности и супруги полагаются целиком на человеческие силы. Если мы собираемся на деле обнаружить и выявить любовь Христа в наших браках, мы должны прежде всего осознать, что от нас ожидается не меньше, чем неуклонное и последовательное движение в сторону Абсолютного Единства: Единство Духа, Единство Души и Единства Тела» [5.113c.].
4.2. Дети.
Итак, первое, с чего надо начинать всякий день верующему - это предстать пред Господом. Со мною ли Господь? В каких грехах надо покаяться? Исполнен ли я Духом Святым, чтобы войти в предстоящий день страданий за имя Иисуса Христа? Одним словом, надо «умертвить» себя для своих похотей и желаний. Это делал Павел каждый день «Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем» /1 Кор.15:31/. Поэтому верующему надо начинать день с утренней молитвы и чтения Библии. Главное – отдаться целиком Господу.
Второй важный вопрос – моя половина, моё супружество. В каком состоянии оно находиться? Готовы ли мы оба исполнить волю Божию? Если нет, – это должно быть главным вопросом, который надо разрешать. Ибо половина плоти не может служить Господу во всей полноте. Не укрепив тыла не будет успеха, и не подготовив должным образом своей души, не будет победы.
И, наконец, третье – это дети, с которыми супруги составляют семью. Какими у них должны быть отношения между собой? Как относиться родителям к детям? Какую позицию они должны занимать по отношению к их воспитанию?
4.2.1. Награда.
Прежде всего, родители должны понимать, что дети это не результат их труда, каких-то их стараний, изысканий и достижений. Не имеют они никакой заслуги и ничего особого они не сделали, кроме того, что получили несколько минут удовольствия, чтобы у них появился такой прекрасный малыш. Действительно, это ни что иное, как награда, Божий дар. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева» /Пс.126:3/.
В отличие от мирской награды, где она даётся за какие-то заслуги и достижения, награда от Господа даётся просто так, ни за что. Как же мы должны благодарить Бога за это? Но как часто люди не то что не благодарят, но даже и не относятся должным образом к этому драгоценному дару.
Итак, родители должны, прежде всего, знать, что дети не их личная собственность. Как и они сами это, прежде всего, дети Божии, собственность Бога, которую Он имеет право дать и право забрать. Он сотворил их не для того, чтобы они ублажали похоти и желания родителей, но для свершения Своей воли. Поэтому главная задача родителей – помочь детям обрести себя перед Богом. Родители должны являть через себя им Бога, научать их жить по Слову Божьему, воспитывать их прежде всего своим примером, прикладывать все старания исполнять всё то, чему учат детей. «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» /Еф.6:4/.
4.2.2. Воспитание личным примером.
Потому всё множество книг о воспитании детей бездейственно, что сами родители ещё не став «добрыми деревьями», пытаются учить своих детей как жить в обществе. Естественно что они получают соответственный результат, а, точнее – никакого результата. Иисус сказал: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» /Мтф.19:14/. Другими словами, родители не должны обманывать детей, ибо они имеют чистое сердце и очень восприимчивы к тому, что видят и слышат. Если слышат ложь – лгут сами. Если видят лицемерие и жестокость – поступают так же. Если отец говорит сыну: «не пей», но сам пьёт – будьте уверены, сын будет поступать точно так же по отношению к окружающим и будущим своим детям. Мать желает дочери достойного мужа, а сама выходит замуж в третий раз. Не трудно сделать вывод как поступит дочь в будущем. Но если дети видят правду, ответственность, любовь, истину, доброту, прощение? …
Только когда родители поймут своё предназначение и будут держаться Слова Божьего и нелицемерной веры /2 Тим.1:5/, тогда и плод воспитания детей будет добрым.
4.2.3. Вывод.
Итак, обязанность отца:
1) Быть пастырем и душепопечителем для жены и детей, брать всю ответственность на себя за любые решения и проблемы, которые возникают в семье; изъяснять Слово Божие, для чего надо знать его самому; быть твердым и мужественным при разрешении проблем. При необходимости, когда не повинуются Слову Божьему, уметь использовать свою власть, вплоть до физического наказания /Пр.23:13-14/.
2) Но особо действенное влияние в воспитании детей оказывает то, что отец может сознаваться в своих ошибках и затем, стараться не совершать их. То есть своим примером показать, как надо бороться с грехом.
Мать же должна выполнять роль Иисуса в семье:
1) Она – помощник мужу и детям, мост между ними покрывает их грехи, являет им любовь. Научает детей почитать отца и сама никогда плохо не отзывается о нём, ибо через него проистекают все благословения на семью.
2) Жене не следует брать на себя ответственность принимать окончательное решение при какой-либо возникшей проблеме но отдать её мужу. К примеру: дочь желает идти на нежелательную вечеринку. Мать не отказывает ей прямо и говорит ей, что решение примет отец. Муж не откажет жене, выслушав её доводы. И уже от имени отца мать запрещает дочери.
Вот прекрасный образ семьи человека, боящегося Господа и ходящего путями Его. «Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа!» /Пс.127:3-4/.
«Помните: родитель не должен воспитывать ребёнка сообразно своим представлениям о том, что для ребёнка благо, но в учении и наставлении Господнем. Для христианских родителей Слово Божие должно быть руководством в деле воспитания детей» [8.260c.].
5. Домашние.
5.1. Родители.
Написано: «слава детей - родители их» /Пр.17:6/. Если родители пользуются всеобщим признанием, почётом и уважением, крепки, здоровы и жизнерадостны, почитаемы своими детьми, в свою очередь, и дети их достойны уважения. Если же нет этого, то и дети лишаются всякого достоинства, кем бы они ни были и сколько бы чего ни имели. Из десяти заповедей, пятая посвящена родителям: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» /Исх.20:12/. В Новой Женевской учебной Библии в комментариях написано: «почитание отца и матери, повиновение им детей, являются источником благоденствия отдельных семей, целых поколений и всего народа Божьего. Крепкие своей нравственной связью и духовной общностью, такие семьи не только сохранят себя от распада, но и создадут прочное, долговечное общество. Распад семьи – признак близкой гибели всего народа, и, напротив, прочная семья – залог незыблемости общества [2.121c.].
Иисус особо указывал на нарушение этого закона фарисеям и книжникам, обличая их и называя лицемерами. «А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное» /Мк.7:11-13/. Так и ныне многие служители, угождая самим себе, усердствуют в церкви, забывая своих родителей и не отдавая им должного почтения. Но Иисус говорит: «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» /Мтф.15:7-9/.
Итак, Писание говорит нам, что всякий должен почитать своих родителей, ибо сего требует справедливость Божия. Они родили тебя и, когда ты ещё не мог ни говорить, ни ходить, они питали тебя и берегли, а затем выучили и подняли на ноги. Но вот ты вырос. У тебя не стало времени для них и не осталось почтения. Слово Божие гласит, что это первая заповедь для детей с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле /Еф.6:2-3/. Другими словами, уважая и почитая своих родителей ты будешь иметь благословение во всех своих делах и прекрасное здоровье для долголетней жизни на земле. И наоборот, печальный конец ожидает того, кто игнорирует заповедь Божию, как написано: «Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет» /Мтф.15:4/.
Итак, спасение родителей – это важная четвёртая ступень в деле служения Господу и её надо преодолеть. Что может быть сильнее и искреннее молитвы матери за своих детей? Что может быть лучше благословения отца? И, наоборот, что может быть хуже проклятия родителей, когда они в отчаянии проклинают своих детей за их непослушание и неуважение. И потому Иисус говорит нерадивым служителям, оставляющих своих родителей: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» /Мтф.23:23/. Иными словами, служение важно, но важнее всего исполнение заповеди. И если из-за служения губится душа человека, надо оставить такое служение.
5.2. Братья и сёстры.
Итак, осталась пятая, последняя ступень закладки основания того фундамента, на котором будет строиться «духовный дом» /1 Пет.2:5/ дальнейшего служения, посвящения себя многим людям. Эта нелёгкая ступень, где надо уничижить себя перед братьями и сёстрами, особенно, если они младше по возрасту. Но надо помнить, что на твоей стороне вся семья и родители, которые молятся и поддерживают тебя. Сколько печали у родителей, когда ссорятся братья, и сколько радости, когда они дружны. Так, некогда Иаков, уничижившись перед братом Исавом, приобрёл его благорасположение и мир /Быт.33:3/. Так, Иосиф просил братьям прегрешения их, когда они из зависти продали его в рабство /Быт.45:5/. Так, Раав спасла себя, братьев и всех родных своих /Ис.Н.6:2/. Поэтому Иисус говорил, показав на учеников Своих: «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» /Мтф.12:50/. Другими словами, ученик Иисуса не должен оставлять гнев на брата, во всём прощать и примиряться, прежде чем предстоять пред Господом. В 1 послании апостола Иоанна написано: «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» /1 Ин.3:10/. Хорошо написал Давид в псалме: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это - как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки» /Пс.132:1-3/. Именно в такой семье, где братья и сёстры дружны, приходит благословение от Господа. Ибо что может быть радостнее для Бога, чем видеть как вся семья прославляет Его. К такому ученику обращены эти слова: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» /Мтф.25:21/.
5.3. Вывод.
То, что нам кажется сейчас трудным и невыполнимым, на самом деле является лишь только началом наших страданий. И если мы не познаем той благодати, которую даёт Господь тем, кто несёт «свой крест», мы никогда не сумеем исполнить того предназначения, которого желает от нас Бог. Ибо, как написано: «Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» /2 Кор.1:5/. Павел, познав силу благодати, которую даёт Бог за его свидетельство, пишет Тимофею: «не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога» /2 Тим.1:8/.
1) Итак, во-первых, почитание родителей - это есть справедливость Божия, которая требует от служителей Христовых особо тщательного исполнения. Ибо от этого зависит благоденствие не только его семьи, но и последующих поколений. «Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода» /Чис.14:18/.
2) Во-вторых, приобретение братьев и сестёр «по плоти» для Господа – это огромная победа в деле служения. В первом послании Иоанна написано: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» /1 Ин.4:20-21/. Другими словами, как ты можешь любить брата в Церкви, если не любишь брата в доме?
6. Заключение.
6.1. Пять ступеней основания.
Кальвин писал: «это очень важно усвоить: мы посвящены Богу, чтобы более не мыслить по старому, но говорить, размышлять и действовать только ради Его славы. Не позволительно употреблять священное в мирских целях. А если мы принадлежим не себе, а Господу, то становиться понятно, что именно следует делать из страха не впасть в заблуждение и чему нужно посвятить всю свою жизнь» [3.154c.]. Поэтому каждый служитель должен осознать важность тех ступеней, которые ему необходимо пройти в начале своего пути в деле служения Господу.
Первая ступень заключается в осознании себя как ученика. Иисус избирает человека, потерпевшего полное поражение в искании истины в этом мире, с сокрушённым духом, осознающим свою нищету. Истинное ученичество начинается только после личной встречи с Иисусом.
Вторая ступень это супружество. Это первое, куда направляет все свои разрушительные действия дьявол. Его задача – разрушить семью, которую создал Бог. И в этом он во многом преуспел. Мы должны противостоять ему силою веры. Ибо супружество дано к совершенству верующих. Это первый камень основания, на котором будет строиться всё основание будущего служения.
Третья ступень – дети. Именно они являются теми, на кого изливаются благословения через родителей. Они являются продолжателями великого поручения, данного Господом. Поэтому обязанность родителей заключается в особом действенном влиянии на их воспитание через научение и наставление Господне /Еф.6:4/, а также через собственный пример соблюдения заповедей.
Четвёртая ступень. Спасение родителей, их почитание - это важная ступень в деле служения Господу. Ибо, что может быть сильнее и искреннее молитвы матери за своих детей? Что может быть лучше благословения отца? И, наоборот, что может быть хуже проклятия родителей, когда они в отчаянии проклинают своих детей за их непослушание и неуважение.
Пятая ступень. Служение братьям и сёстрам - эта нелёгкая ступень уничижения, но именно она завершает то основание, с которого начинается «строительство башни» дальнейшего посвящения себя многим людям.
6.2. «Не всякий войдёт …».
Итак, в заключении скажем, что служителю надо серьёзно задуматься о том, стоит ли ему «мечтать» о росте в церковной иерархии, считая, что если он достигнет высот, то и проблемы в супружестве и семье сами собой разрешаться. Конечно же, нет. Наоборот, в дин испытаний они проявятся с ещё большей силой. Из-за своего усердия он может стать и пастором и даже папой римским, но не будет ли с ним в последствии по слову: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» /Мтф.7:21-23/.
Не важно, кем он был до своего призвания, генералом ли, или профессором, дворником или бомжем. Каждый должен пройти те испытания уничижения, которые предназначил Господь. Эти испытания начинаются с семьи, которая будет ему в дальнейшем «наградой» и твёрдой опорой: «ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» /Еккл.4:10-12/.
Библиография.
1. Библия.
2. Новая Женевская учебная Библия. 1998 by Hanssler-Verlag. 2052c.
3. Жан Кальвин. Наставление в христианской вере. Р.Г.Г.У. 1998. Том 2. книга 3. 479с.
4. Роберт Ч. Спрол. Основные истины христианской веры. «Содействие». Одесса. 1998. 424с.
5. Лоуренс Дж. Крабб Младший. Созидание брака. BEE. Вена. 1991. 160с.
6. Джин А. Гетц. Мера мужского характера. «Композитор». С-Пб. 1995. 202с.
7. Борис Смородин. Российское, мужественное, христианское. «Реформация». М. 1997. 58с.
8. Что говорит Библия служителю. «Библия для всех» С-Пб. 1998. 378с.
Текст выпускной работы взят с canaan.narod.ru
|